БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА

- науч. анализ и исследование библ. книг по их содержанию и форме. Существуют 2 осн. направления Б. к.: историч. и рационалистич. Историч. Б. к. ставит своей задачей исследование и освещение происхождения библ. текста, отд. библ. книг и их .комплексов; выяснение историч. условий, в к-рых они появились, установление аналогий со св. книгами др. религий. Она использует все имеющиеся в распоряжении науки археологич., общеисторич. и филологич. материалы. Важным условием плодотворности этой работы является ее независимость от предвзятых схем церк. и синагог. «историографии». Историч. Б. к. зародилась в 16 в. Первым печатным трудом, в к-ром были поставлены осн. проблемы историч. критики Ветхого завета и намечены верные направления их решения, был «Богословско-политический трактат» Спинозы (1670). В дальнейшем Б. к. нашла свое плодотворное развитие в трудах Ж. Астрюка, В. Де Ветте, Ю. Вель-хауэена, Г. Графа, Э. Рейса, Г. Гун-келя. Из марксистских ученых, занимавшихся проблемами в.-з. историч. критики, следует назвать П. Лафарга, Н. М. Никольского, И. Г. Франк-Каменецкого, А. Б. Ра-новича, И. Тренчени-Вальдапфеля. Их исследованиями установлено, что записывать текст Ветхого завета, отд. элементы к-рого ранее хранились в устной традиции, начали в 9 в. до н. э. Процесс этот продолжался до 2 в. до н. э. Б. к. установила относит., а в ряде случаев абсолют, хронологию книг Ветхого завета и отд. частей их. Развитие н.-з. историч. критики относится к 19 в. Много сделали для него протест, теологи тюбингенской школы, особенно Ф. К. Баур, а также младогегельянцы Д. Ф. Штраус и Б. Бауэр, к-рым принадлежит гл. заслуга в формировании и обосновании науч. концепции происхождения книг Нового завета. Опираясь на их исследования, в особенности на работы Б. Бауэра, Ф. Энгельс создал ряд работ по истории раннего христианства. В кон. 19 в. выступил ряд исследователей, объединяемых общей идеей отрицания историчности Христа, - представители т. н. мифологич. школы: А. Ломан, А. Пирсон, Д. М. Ро-бертсон, А. Древе, А. Немоевский. В 20 в. их традиции продолжали П. Л. Кушу, П. Альфарик, Г. Бран-дес и др. Из сов. ученых следует указать в этой связи А. Б. Рановича, С. И. Ковалева, Я. А. Ленцмана. Рационалистич. Б. к. направлена на установление несостоятельности почитания Библии как объекта религ. веры, как богодухн. произведения. Истоки рационалистич. Б. к. ведут к древности, к фигурам Целъса и Юлиана Отступника. В Новое время интересные образцы рационалистич. Б. к. мы находим во фрагментах из Г. С. Рейма-руса, изданных Лессингом. Клас-сич. образцы рационалистич. Б. к. содержатся у франц. просветителей: Ж. Мелье, ?. ?. А. Вольтера, П. Гольбаха, П. Марешаля и др. В сов. лит-ре много сделали в этой области ?. ?. Ярославский и И. И. Скворцов-Степанов. Сов. науч.-аге-истич. пропаганда, не ограничиваясь к.-л. одним направлением Б. к., опирается на все достижения совр. науки.

Просмотров: 648
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.




Другие новости по теме:

  • “СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, ИЛИ КРИТИКА КРИТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ”
  • «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «Церковь последнего завета»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ»
  • БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИНСТАУРАЦИЯ (франц. - учреждение, установление, утверждение)
  • ЙЕЛЬСКИЕ КРИТИКИ
  • КОВЧЕГ ЗАВЕТА
  • КОВЧЕГ ЗАВЕТА
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Много
  • НЕ ВЫТЕКАЕТ, НЕ СЛЕДУЕТ
  • Односторонность оценки, критики, анализа
  • Основные направления социологической науки
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ НАУЧНЫМ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ПРИСВОЕНИЯ НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ
  • Установление биологической обратной связи
  • Установление биологической обратной связи
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь