УМСТВЕННЫЙ

1. В наиболее общем смысле – имеющий отношение к уму. К сожалению, несмотря на дискуссии относительно характера самого ума, так и не стало полностью ясно, к чему относится эта форма прилагательного! Например, с ранних дней психологии 2. 2. В структурализме (1) этот термин относился к содержанию доступного интроспекции сознания. 3. В психологии акта это характеристика актов или процессов ума. 4. В функционализме (1, 2) это имеет отношение к функциональным, адаптивным аспектам сознания. Теперь, если не придерживаться строгих ограничений, имеющихся в рамках каждой из этих теорий, трудно оценить различия между последними тремя значениями этого термина. Фактически проходило так много агонизирующих споров по пустякам в отношении этих проблем, что Уотсоновский радикальный бихевиорист мог бы убедительно доказать, что это понятие бесполезно и что недоступные наблюдению умственные события (будь то содержание, акты или функции) не играют никакой роли в научной психологии. Трудность с радикальной позицией бихевиориста, однако, состояла в том, что не возможно прекратить использование термина просто из-за беспорядка в его лексической области. Яростные споры о том, что обозначает понятие умственный, являются сигналом того, что в нем есть что-то значительное для психологии. Проще говоря, термин не умрет, скорее будут изменяться его значения с тем, чтобы отражать вновь появляющиеся теории. Это: 5. Имеющий отношение к процессам размышления; тем скрытым событиям, которые занимают место между явным физическим стимулом и наблюдаемой реакцией субъекта. Это значение одобрялось, и в некоторой степени до сих пор одобряется учеными с либеральным необихевиористским уклоном. 6. Имеющий отношение к тем функциям, которые определяются как проявление интеллекта. Это значение следует различать с другими внутренними процессами, которые считаются аффективными или коннотативными; это значение, редко используемое сейчас специально, сохранилось в таких составных терминах, как умственный тест и умственная отсталость. 7. Имеющий отношение к тому, что каузально локализовано в уме. Это значение содержится в таких терминах, какумственная болезнь. Обратите внимание на различие значения 6, в котором очевидно подразумевается связь с интеллектом, со значением 7, которое, хотя и может включать такие процессы, как мышление и рассуждение, также включает и эмоциональный и мотивационный аспекты. Возможно, лучшим термином для значения 7 было бы понятие психогенный, но он почти не употребляется в литературе в таком контексте. 8. Относящийся ко всем операциям, объединяемым понятием когнитивный. В современной психологии это доминирующее значение; умственный процесс – это когнитивный процесс, и этот термин обозначает все, что обычно рассматривается в подходах когнитивной психологии и когнитивистики.

Просмотров: 907
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера




Другие новости по теме:

  • АВТОМАТИЗМ в психологии
  • Видеотехника в психологии
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИМЕЮЩИЙ УЗКОЕ ОТВЕРСТИЕ
  • История психологии
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
  • Не имеющий тела
  • ОТНОШЕНИЕ, СВЯЗЬ
  • ОЩУЩЕНИЕ в психологии
  • ПОЛИТИКА: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • Подчинения отношение (между суждениями)
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • СОЗНАНИЯ И ТЕЛА ОТНОШЕНИЕ
  • Совместимости отношение (между суждениями)
  • Субъект-объектное отношение (СО-отношение)
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья
  • УМСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • беседа (в психологии)
  • взаимодействие (в психологии)
  • взаимоотношения (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • возраст (в психологии)
  • метатеория психологии
  • отчуждение (в психологии)
  • предмет психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь