Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/classes/rss.class.php on line 129 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие морали, процесс, посредством которого индивид, особенно ребенок, начинает принимать и интернализирует стандарты правильного и неправильного в своем обществе. В этом смысле термин используется как общее название важного подраздела в исследованиях психологии развития. Классические проблемы в этой области касаются того, как дети начинают понимать, что собой представляет моральный кодекс их общества, как они научаются противостоять искушениям его нарушить, как они реагируют на возникающие случаи нарушения границ приличия, как они отвечают на то, что они знают или видят, как другие нарушают этот кодекс и т.д.

Употребление этого термина часто привязано к теории. Наиболее влиятельной и часто цитируемой теорией является интеракционистская теория стадий Лоренса Колберга, которая представляет собой расширенное и переработанное толкование ранних работ Пиаже, посвященных этой проблеме. В анализе Колберга выделяется три основных уровня морального мышления, в каждом из которых две стадии, таким образом получается шесть (по крайней мере теоретически) различных стадий. Уровень I определяется как предмо-ральный, так как поведение оценивается только на основании личных результатов без какого-либо понятия о хорошем или плохом. Стадия 1 здесь характеризуется избеганием наказания. Стадия 2 характеризуется гедонистическими мотивами и взаимным фаворитизмом. Уровень II считается конвенциональным уровнем, так как в поведении здесь доминируют внешние санкции. На стадии 3 внутри этого уровня преобладают желания получать одобрение со стороны других. Стадия 4 характеризуется приверженностью сильной, легитимной власти. Считается, что чувство вины возникает на уровне II как предчувствие возможного наказания. Уровень III рассматривается как самый высокий уровень, на котором моральные суждения основываются на личных принципах. Стадия 5 характеризуется озабоченностью ценностями сообщества, справедливым моральным порядком и чувством собственного достоинства, стадия 6 – отражением личной совести и глубоких личных принципов.

Противовесом этой точки зрения выступают две другие основные школы мышления, в рамках которых такие термины, как мораль и моральное развитие, отражают различные коннотации. В психоанализе считается, что развитие морали имеет некоторые стадии, но здесь основным механизмом признается идентификация с ценностями родителей и интернализация этих ценностей в суперэго. Стадии здесь по существу не являются стадиями морального развития, как они представлены в теории Колберга; скорее они связаны с более общим прогрессом через стадии психосексуального развития.

Другой основной теорией является теория социального научения Альберта Бандуры, в которой главную роль играют принципы научения, в особенности научения через наблюдение и на моделировании. В отличие от других подходов к моральному развитию, теория Бандуры не претендует на то, чтобы быть теорией стадии, и, следовательно, в ней не предсказывается никакой определенной последовательности моральных решений или актов поведения. Считается, что развитие морали происходит посредством распределения наград и наказаний взрослыми и ровесниками, которые выполняют роль модели приемлемого поведения.

Тот факт, что все три таких различных теории могут сосуществовать и считаться жизнеспособными, говорит о важности и сложности проблемы морального развития, о трудности сбора четких данных, дифференцирующих каждую позицию, и об отсутствии точности, с которым сталкивается каждая из них, это делает эмпирическое сравнение данных теорий чрезвычайно трудным.

Просмотров: 905
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера




Другие новости по теме:

  • АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ или ФАЗА)
  • АНАЛЬНО-САДИСТСКАЯ СТАДИЯ (УРОВЕНЬ или ФАЗА)
  • ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ)
  • ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДОКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • Делирия стадии развития
  • Догенитальная стадия (уровень, фаза)
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Конкретных операций стадия (уровень, период)
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПОСТКОНВЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Психосексуального развития стадии
  • РАЗВИТИЯ СТАДИЯ
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • СТАДИИ РАЗВИТИЯ
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • СТАНДАРТНЫЙ УРОВЕНЬ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • Сенсомоторная стадия или уровень, период
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии развития поведения ребенка
  • Стадии развития человека
  • Теории социального научения
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Эриксонианские стадии развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь