Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
СОВЕСТЬ(совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. «Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|