|
Воображение
(Einbildungskraft - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из важнейших познавательных способностей человека. Под воображением в широком смысле Кант понимает "способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании" (Кант И, Критика чистого разума, B 151). Воображение занимает промежуточное положение между чувственностью и рассудком. Это активная, но чувственная по форме способность. В процессе решения фундаментальных проблем критической философии Кант создал сложную и запутанную классификацию видов воображения. Наиболее существенным является противопоставление им продуктивного и репродуктивного воображения, а также выделение трансцендентальной функции воображения. Введение трансцендентальной функции воображения позволяет Канту объяснить механизмы взаимодействия чувственности и рассудка в приобретении априорного синтетического познания. Рассудок предписывает законы явлениям, однако, в силу разнородности чувственных и рассудочных представлений, он нуждается в помощи со стороны некой "гибридной" способности, транслирующей посредством "схематизма" его основоположения предметам чувственного опыта. Такой способностью и является воображение. Поскольку указанное воздействие рассудка на чувственность осуществляется до всякого опыта (и за пределами досягаемости для прямой рефлексии), то и воображение проявляет здесь себя в качестве чистого и бессознательного воображения. Трансцендентальное воображение должно к тому же иметь продуктивный характер. Ведь оно априорно, а всякое воспроизведение (репродукция) опирается на условия прошлого опыта. Продуктивное воображение в его трансцендентальной функции на эмпирическом уровне оказывается "синтезом схватывания" представлений, объединяющим их в сознании сообразно категориям и конституирующим реальное восприятие. Вне трансцендентальной функции продуктивное воображение существует в форме произвольной фантазии (хотя оно и не может идти дальше новых комбинаций первичных элементов опыта, т.е. не является творческим). Репродуктивное воображение (частным случаем которого оказывается припоминание) действует по законам ассоциации и может как сопровождаться, так и не сопровождаться сознанием (т.е. может быть как произвольным, так и непроизвольным). Возможность ассоциативного воображения подразумевает внутреннюю ассоциируемость явлений (Affinitaet), возникающую вследствие реализации трансцендентальной функции воображения. Помимо этого, Кант указывает также на сигнификативную роль воображения (символическое обозначение и т.д.). Воображение играет важную роль и в суждениях вкуса, подпитывая и подпитываясь рассудком.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Васильев. Термины кантовской философии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|