|
Неокантианство
Философское движение второй половины XIX в., возникшее под лозунгом "назад к Канту" (Zurueck nach Kant). Возобновление интереса к Канту связано с работами крупнейших историков мысли К.Фишера ("Жизнь Канта и основы его учения", 1860), Ф.А.Ланге ("История материализма", 1866), О.Либмана ("Кант и эпигоны", 1865). Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, рассматривавшимся во многом в качестве противовеса позитивизму и посткантовскому идеализму.. Часть представителей неокантианства - кантофилологи (Э.Адикес, Х.Файхингер) - видели главной своей задачей создание как можно более адекватного образа кантовской философии (этой цели служила подготовка "Академического издания" работ Канта (продолжается до сих пор, с 1900 г. вышло 29 томов), основание кантовского общества (1904 г.) и журнала Kant-Studien (1896г.), а также подробнейшие комментарии основных сочинений Канта). Другие усматривали в философии Канта удобный трамплин для собственных эпистемологических, психологических, онтологических или аксиологических учений. Наиболее значимые результаты были получены представителями Марбургской (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер) и Баденской (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) школ. Коген и Наторп развивали трансценденталистские мотивы кантовской философии, причем под трансцендентализмом понималось выявление логической структуры знания (всякий же "психологизм" отметался). Изменению в этой связи подверглось и понятие "вещи в себе". Оно трактовалось как идея завершения опыта, как бесконечная задача человеческого разума. Трансцендентальный метод Канта предлагалось распространить за пределы выявления условий возможности естествознания и математики на все другие сферы духовной деятельности человека. Баденская школа акцентировала внимание на другом аспекте кантовской философии: интересе Канта к нормативным принципам. На основе разработки различных аспектов нормативности была осуществлена классификация наук и выявлена специфика наук о духе в отличие от наук о природе. Важнейшими отличительными чертами наук о духе (в противовес естественным наукам) признавался интерес к индивидуальному, а также соотнесение духовных фактов с ценностями (добром, красотой и т.п.) В других течениях неокантианства и близких к нему направлений предпринимались попытки использовать кантовские разработки учения о познавательных способностей в психологических и психофизических учениях (Й. Мейер, Л. Нельсон), а также в построении новых типов онтологий (Ф. Паульсен, Н. Гартман). Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Васильев. Термины кантовской философии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|