|
Политические ценности(political values) Рокич определяет "ценность" как "твердое убеждение в том, что определенный специфический способ поведения или целевое жизненное состояние яв-ся предпочтительным - с личной или общественной т. зр. - противоположному или обратному способу поведения или целевому жизненному состоянию". Из этого определения следует, что П. ц. имеют отношение к поведению или целевым состояниям, к-рые связаны с политической деятельностью отдельного чел. или с политической системой в целом, чьи предпочтения могут тж быть политическими по своему характеру. Существует множество концептуальных различий в употреблении понятия ценности. Лассуэлл и Каплан, напр., различают два набора ценностей: ценности благополучия (напр., здоровье, достаток, мастерство и образование) и ценности почитания (напр., власть, уважение, добродетель и любовь). Более того, эти ценности ассоциируются со специфическими ин-тами, посредством к-рых они реализуются. Как считает Лэйн, "термин "ценность" имеет два референта: то, что чел. желает, объект потребности или мотива, и то, чего, по мнению чел., он "должен" желать, или о чем он мог бы сказать, что это яв-ся желанным". Далее Лэйн намечает связь между такими ценностями и политической системой: "Ценности, к-рых чел. желает для себя и для тех, о ком он заботится, репрезентируют систему осн. убеждений, к-рая формирует его мысли и представления об об-ве и политике. Мы говорим о политике как властном распределении ценностей в об-ве; следовательно, в попытке уяснить для себя, "кто чего добивается" и "кто чего должен добиваться", мы оказываемся в самом сердце политического дискурса." Категории ценностей В дополнение к категориям ценностей, предложенным Лассуэллом и Капланом, а тж Лэйном, Рокич предлагает список челов. ценностей, в к-ром проводится различие между инструментальными и терминальными ценностями. Ценности и политическая идеология Рокич утверждал, что две ценности, свобода и равенство, лежат в основе как личных идеологий, так и филос. политических систем, так или иначе затрагивающих вопрос политической желательности или нежелательности свободы и равенства. Рокич считал, что осн. политические ориентации различаются по своей сути в тех акцентах, к-рые они расставляют в отношении свободы и равенства. Напр., коммунизм придает высокую ценность равенству, но низкую ценность свободе, социализм тж высоко ценит равенство, но наряду с ним он так же высоко ценит и свободу; капитализм, в свою очередь, высоко ценит свободу, но не придает такой же ценности равенству, а фашизм в равной степени низко оценивает как свободу, так и равенство. Согласно Рокичу, эта двухценностная схема не применима к политике США, в к-рой, в силу универсального признания высокой ценности свободы, фундаментальное измерение либерализма/консерватизма сводится к вариациям в отношении единственной ценности - равенства. В этот случае либерализм придает большую ценность равенству в сравнении с консерватизмом. См. также Отчуждение (политическое), Консерватизм/либерализм С. Лонг Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|