Необихевиоризм

(neobehaviorism) Начиная с 30-х гг. XX в. психологи, опиравшиеся на идеи Дж. Уотсона и А. Вейсса, постоянно пересматривали свои бихевиористские позиции, стремясь к большей точности и проработанности; наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер и К. Спенс. Самым известным из них стал переживший своих коллег Б. Ф. Скиннер. Их учениками и последователями (перечислим лишь нек-рых) были Ритчи и Глейтман (у Толмена), Миллер и Маурер (у Халла), Шеффилд и Миллер (у Газри), Сидмен и Катанья (у Скиннера) и Логан и Амсель (у Спенса); все они внесли заметный вклад в развитие Н. Следует тж упомянуть Кантора, создателя теории интербихевиоризма, согласно к-рой реакция определяет стимул, равно как и стимул реакцию. Несмотря на то что у Кантора было немного последователей, его влияние до сих пор весьма ощутимо. Н. часто рассматривают в тесной связи со школой логического позитивизма, или операционализма, в философии науки, и этот подход особенно оправдан в отношении работ Спенса, написанных им в соавторстве с Г. Бергманом, его коллегой по Ун-ту штата Айова. Утверждение, что психология как естественная наука должна быть эмпирической и объективной, признавалось в качестве главного философского ориентира всеми необихевиористами, но лишь немногие из них полностью разделяли логический позитивизм Р. Карнапа, Г. Фейгла и К. Гемпеля. Однако З. Кох, один из первых суровых критиков Н., не видел принципиальных различий в их взглядах, а поскольку, как он полагал, логический позитивизм приказал долго жить, то считал, что и бихевиоризм если еще не умер, то умирает. Согласно др. т зр., бихевиоризм всего лишь облачился в др. одежды и сменил имя. Теории научения необихевиористов различаются в неск. аспектах, прежде всего в отношении места, отводимого в них понятию подкрепления и понятиям промежуточных переменных. Мн. др., кажущиеся принципиальными отличия носят терминологический характер. Базовыми понятиями всех этих теорий яв-ся стимул и реакция в самом широком и наименее дискуссионном смысле этих слов. Хотя Толмен придавал особое значение усвоению отношений S-S (между стимулами), а не ассоциаций S-R (между стимулом и реакцией), эти знаковые когниции "что-ведет-к-чему" указывают - по крайней мере интуитивно - на то, что разумный организм будет делать или куда он направится. Хотя Скиннер и избегал понятия вызывающих (реакцию) стимулов (eliciting stimuli), его понятие сигнального (дифференцировочного) стимула (Sd) все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения. Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а Толмен, Халл и Спенс - просто молярным поведением. См. также Психология акта, Подходы к учению, Обратное обусловливание, Бихевиоризм, Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание, Позитивизм, Структурная теория научения, Теоретическая психология М. Р. Денни

Просмотров: 974
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Бихевиористские теории научения
  • Газри Эдвин | GUTHRIE, EDWIN R. (1886-1959)
  • Классическое обусловливание
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ, ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ
  • Логический позитивизм
  • Логический позитивизм
  • Логический позитивизм
  • Логический позитивизм (Третий позитивизм)
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ, или логический позитивизм
  • Неопозитивизм (логический позитивизм)
  • ОБРАТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
  • Обратное обусловливание
  • ПОЗИТИВИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ (ЭМПИРИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ)
  • ПОЗИТИВИЗМ, ЛОГИЧЕСКИЙ
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Психология труда в широком смысле
  • СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ
  • СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ
  • СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ, НАУЧЕНИЕ
  • СТИМУЛА-РЕАКЦИИ, ПСИХОЛОГИЯ
  • Стимула-реакции психология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь