Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска

(Luria-Nebraska neuropsychological battery) Н. б. Л-Н. яв-ся стандартизованной версией комплекса психол. методик, разработанных российским нейропсихологом А. Р. Лурия и впоследствии реорганизованных Ч. Голденом и его коллегами в стандартизованную батарею, предназначенную для клинической нейродиагностики. Лурия рассматривал поведение как результат взаимодействия всех областей головного мозга и предпочитал использование простых тестовых методик, к-рые отражают сравнительно несложные паттерны мозговых взаимодействий, чтобы можно было более точно исследовать функциональные системы мозга. Разработанные Лурией методы тестирования не были поначалу восприняты американскими клиническими нейропсихологами из-за отсутствия стандартизованной системы количественных показателей и эксперим. данных, подтверждающих валидность этих тестовых методик. С целью устранения психометрич. недостатков методик Лурии, Голден и его коллеги преобразовали задания теста Лурии в стандартизованные тестовые процедуры и ввели объективную систему показателей, к-рая позволяла осуществлять клиническую оценку как на количественном, так и на качественном уровне. Эта стандартизованная версия охватывает основные области нейропсихологического функционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект. Описание батареи. Н. б. Л-Н. состоит из следующих шкал: 1. Моторные функции 2. Ритмические (акустико-моторные) функции 3. Осязательные (высшие тактильные и кинестетические) функции 4. Зрительные (пространственные) функции 5. Понимание речи 6. Экспрессивная речь 7. Функции письма 8. Навыки чтения 9. Арифметические навыки 10. Память 11. Интеллектуальные процессы. Есть еще три дополнительные шкалы, основанные на некоторых заданиях из основных шкал: 12. Патогномоничная шкала: состоит из простых заданий, с к-рыми редко не справляются нормальные (без мозговой патологии) люди, и высокочувствительных к мозговой дисфункции. 13. Правое полушарие: шкала измеряет моторное и тактильное функционирование левой стороны тела. 14. Левое полушарие: шкала измеряет моторное и тактильное функционирование правой стороны тела. Исследования валидности. Было установлено, что Н. б. Л-Н. оказывается полезной в определении латерализации и локализации мозговых нарушений. Эффективность этой батареи оценивалась в сравнении с нейропсихологической батареей Халстеда-Рейтана. С помощью обеих тестовых батарей было обследовано 48 чел. с мозговыми нарушениями и 60 чел. без мозговой патологии. Результаты показали высокую степень связи. Дискриминантный анализ выявил, что обе батареи равно эффективны в идентификации пациентов с мозговыми нарушениями и дают коэффициенты попадания более 85%. Исслед. Н. б. Л-Н. свидетельствуют о том, что она может быть эффективным инструментом для диагностики и определения латерализации и локализации мозговых нарушений. Данные теста Лурия оказываются также чрезвычайно полезными при планировании реабилитации пациентов с мозговыми травмами. См. также Головной мозг, Клиническая оценка, Батарея халстеда-рейтана, Минимальная мозговая дисфункция (диагностика), Методы тестирования У. Т. Зушима

Просмотров: 2081
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Батарея тестов Халстеда-Рейтана
  • ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  • Высшие психические функции
  • Высшие психические функции
  • Высшие психические функции
  • Высшие психические функции (ВПФ)
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
  • ГУМАННЫЕ ФУНКЦИИ (ФУНКЦИИ Я)
  • Дифференциальный диагноз психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Лечение и реабилитация психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Моторные навыки, развитие
  • НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • Прогноз психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Распространенность психических нарушений при черепномозговых травмах
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки
  • ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ ИНСТИТУТОВ
  • ФУНКЦИИ ТЕСТА
  • Функции иммунной системы
  • Функции речи
  • Функции участников терапевтической системы
  • Экспертиза психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Этиология и патогенез психических нарушений при черепномозговых травмах
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • Этносоциальные функции языка (Этнические функции языка)
  • ЯВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь