Научение убеганию-избеганию

(escape-avoidance learning) Научение избеганию и угашение оборонительного рефлекса, как правило, исследуются на крысах с использованием в качестве аверсивного стимула удара электрическим током. Для изучения активного избегания крысу помещают в клетку, одна часть пола к-рой находится под электрическим напряжением, а другая, по крайней мере на нек-рое время, остается безопасной. Крыса должна переместиться на противоположный конец клетки, чтобы убежать от удара током или избежать его. На то, чтобы отреагировать перед подачей тока, животное имеет неск. секунд. Неопытные крысы, однако, не успевают отреагировать за этот промежуток времени и, перед тем как покинуть опасную часть камеры, подвергаются удару током по меньшей мере в одной пробе. Т. о. традиционное научение избеганию всегда включает спасение бегством и поэтому называется Н. у.-и. Когда ситуация организована т. о., что животное не может уклониться, но может только спастись бегством от удара, в качестве подкрепления рассматривается прекращение удара (отрицательное подкрепление по Скиннеру), а научение убеганию обычно измеряется сокращением латентного периода реакции в последующих попытках. В ситуации с единственным исходом (см. ниже), когда предоставляется возможность избежать удара током, к научению полному избеганию может привести серия из, напр., 8-10 попыток. В ситуации с двойным исходом, или при использовании клетки с чередующимися участками подачи напряжения (shuttlebox), научение избеганию происходит гораздо медленнее, с преобладанием реакций убегания, и полное научение достигается чрезвычайно редко, если вообще достигается. В ситуации чередования животное должно научиться перебегать из одного конца камеры в другой всякий раз, когда подается предупредительный сигнал (звонок или вспышка света). Это представляется трудной задачей, т. к. в этой клетке нет зоны, однозначно ассоциирующейся с ударом током или с безопасностью. Это приводит к тому, что страх обусловливается устройством в целом, вызывая реакцию оцепенения; крыса не располагает четко определенным местом, где она может спастись или расслабиться, и после того как она убегает из одного опасного места, она должна научиться избегать последующего удара на новом месте, возвращаясь назад в ту часть клетки, в к-рой она перед этим подверглась удару током. В отличие от этого, в ситуации с единственным исходом крыса помещается в ту часть клетки, к-рая однозначно ассоциируется с ударом током, обусловливающим реакцию страха, и крыса избегает последующего удара, перебегая в др. ее часть, постоянно остающуюся безопасной (т. е. где страх очевидно снижается и где она может расслабиться). Нек-рые животные в ситуации с единственным исходом демонстрируют реакцию избегания уже после первой пробы и достижение 100%-го уровня научения за 3 или 4 пробы не является необычным. Использование различных клеток и увеличение силы удара облегчает научение. Объяснение здесь видится в том, что страх и безопасность тем самым лучше разделяются между собой, увеличивая подкрепление (большее снижение страха), тогда как в ситуации чередования страх (в сочетании с оцепенением и подобными реакциями) усиливается теми же манипуляциями. Как было показано в исслед. Франчины и др., те же манипуляции, к-рые облегчают или затрудняют научение избеганию, имеют параллельные эффекты в научении простому убеганию. При пассивном избегании животное избегает удара током, не предпринимая для этого определенных действий. Напр. крыса помещается на небольшую площадку, окруженную решеткой, находящейся под напряжением. Если она остается на этой площадке и не предпринимает попыток сбежать с нее, она реагирует пассивным избеганием. В силу своей способности обеспечивать быстрое научение и простоты использования, во мн. исслед. амнезии и др. поведенческих эффектов биолог. вмешательства применяется эта пассивная методика в оценочных целях. По существу, использование наказания, при к-ром к.-л. аверсивный раздражитель подается в зависимости от определенной реакции, является тем же, что и пассивное избегание. Научение пассивному избеганию будет затрудняться, если после того, как крыса подверглась удару за попытку сбежать вниз, для нее оказывается доступным какое-нибудь альтернативное безопасное место, куда она может убежать, - и тем в большей степени, чем дольше крыса будет оставаться в этом безопасном месте. Главным объяснением научения избеганию служит двухфакторная теория Маурера, или гипотеза страха. Страх обусловливается областью, вызывающей удар током, или предупредительным сигналом, а спасение от страха или редукция страха, вследствие удаления от этой области или исчезновения предупредительного сигнала, подкрепляют реакцию избегания (последователи Скиннера не используют понятия страха, называя его вторичным отрицательным подкреплением). Данные исслед. Денни и др. указывают на то, что 2,5-минутное отсутствие удара или вызывающих страх раздражителей на каждую пробу оказывается достаточным для отдыха животного, предоставляет ему оптимальную возможность оценить степень безопасности данного места и обеспечивает оптимальное научение в ситуациях с единственным исходом. Понятие расслабления (relaxation) в этом контексте, по-видимому, тж играет важную роль в объяснении угашения таких связанных со страхом форм поведения, как убегание и избегание. Расслабление несовместимо со страхом и, вероятно, представляет собой конкурирующую реакцию, к-рая подавляет страх. В ситуациях с единственным исходом угашение возникает в безопасной области: чем дольше в ней удерживается подопытное животное, тем больше оно расслабляется и тем быстрее подавляется страх, особенно если эта безопасная область оказывается сходной с той, в к-рой оно подвергалось ударам тока. Тортора, работавший со злыми собаками, предположительно научившимися избегать наказания проявлением агрессивности, обучал их избегать удара током путем выполнения непосредственно предшествовавших ему 15 различных команд (напр. "лежать", "место" и "к ноге"). Вслед за каждой правильной реакцией подавался звуковой сигнал (сигнал безопасности), сопровождавшийся продолжительным, с отсутствием ударов током, периодом релаксации. Этот сигнал безопасности существенно облегчал обучение собак, способствуя превращению их в управляемых, просоциальных животных. Результаты недавних исслед. убегания-избегания свидетельствуют о том, что при отсутствии страха не возникает и тенденций к избеганию или к поиску безопасности. См. также Интеллект животных, Модификация поведения, Классическое обусловливание, Концептуальное научение, Образование тормозных условных рефлексов, Оперантное поведение, Последствия стресса М. Р. Денни

Просмотров: 910
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • болезненное пристрастие к психоактивным средствам или алкоголю (аддикция наркотическая или алкогольная)
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ИЗБЕГАНИЮ, НАУЧЕНИЕ (или ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ИЗБЕГАНИЯ)
  • Избегания расстройство в детстве или юности
  • ИЗБЕГАНИЯ, РАССТРОЙСТВО В ДЕТСТВЕ ИЛИ ЮНОСТИ
  • Кастена-Удара-Бюжа синдром
  • КАСТЕНА-УДАРА-БЮЖА СИНДРОМ
  • КОЛЕБАНИЕ, ВЫНУЖДЕННОЕ (или ИНДУЦИРОВАННОЕ, или ОТВЕТНОЕ)
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • КОНФИГУРАЦИОННОЕ НАУЧЕНИЕ (или ОБУСЛОВЛИВАНИЕ)
  • Лапоноидная (или субарктическая, или лопарская) раса (лапоноиды)
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • Научение избеганию
  • НАУЧЕНИЕ ИЗБЕГАНИЮ
  • Научение по принципу «всё или ничего»
  • НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕ-ИЛИ-НИЧЕГО
  • Негрилльская (или пигмейская, или центральноафриканская) раса
  • Обезьяны, или антропоиды, или высшие приматы
  • ПОВРЕЖДЕНИЕ ОТ ПРОТИВОУДАРА; ПОВРЕЖДЕНИЕ В ТОЧКЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ МЕСТУ УДАРА
  • ПОТЕНЦИАЛ ВТОРОГО УДАРА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Южноазиатская (или малайская, или вьетская) малая раса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь