Инстинктивное поведение

(instinctive behavior) Большинство психологов, вероятно, согласится со следующим определением: инстинкт представляет собой более или менее сложный паттерн поведения, вызываемого более или менее сложным паттерном стимулов (внутренних или внешних), при условии, что эта последовательность действий не может быть рез-том научения. Кроме того, термин "инстинкт" обычно предполагает, что: 1) определенная последовательность действий заканчивается к.-л. формой консумматорного (завершающего) поведения или носит приспособительный характер; 2) поведение является специфическим и имеет место у всех особей одного пола и вида без исключения; 3) поведение стереотипно и ригидно, хотя в какой-то степени может видоизменяться у нек-рых индивидов и видов. Понятие инстинкта приобрело дурную славу в 20-х гг. XX в., когда для объяснения поведения в разное время и под разными названиями было предложено неск. тысяч инстинктов. Подобное злоупотребление этим понятием привело к отказу от него. Неспециалисты продолжают и сейчас неверно употреблять его, уравнивая инстинкты и устоявшиеся привычки. Как специальный термин он был возрожден этологами К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, и ему придали сходное, но гораздо более теорет. значение, чем в приведенном выше определении. Этологи создали специальную терминологию и описали инстинктивные, или генетически запрограммированные, паттерны поведения в виде последовательности событий: сигнальный стимул ("релизор") > врожденный механизм запуска (ВМЗ) > фиксированный паттерн действий (ФПД). ВМЗ, нейрологический процесс, приводится в действие сигнальным стимулом и опосредует ФПД - врожденные, стереотипные реакции. Этологический анализ описывает консумматорные (завершающие) акты, напр., строительство гнезда или копуляцию, не предполагая движения животного к цели иметь гнездо или произвести на свет потомство. Вместо этого он исходит из предположения о том, что реакция вызывается при наличии соотв. релизора. Последовательность "релизор - реакция" подразумевает, что в типичном случае реакция вызывает релизор, приводящий к возникновению следующей реакции в последовательности, к-рая ведет к следующему релизору, и т. д. по цепи. В таких случаях элементы цепи "стимул - реакция" (S - R) не приобретаются в процессе научения, а носят инстинктивный характер. Однако признание цепи поведенческих реакций инстинктом вовсе не означает, что анализ такого поведения следует на этом прекратить. Необходимо определить условия, при к-рых возникает эта цепь, напр., идентифицировать сигнальные стимулы или релизоры. Инстинкты - это отнюдь не свободные реакции, возникающие в пустоте. Они связаны со стимулами; лишь в очень редких случаях это внутренние стимулы, к-рые оказываются к тому же настолько сильными, чтобы вызвать проявление инстинкта без поддержки внешних стимулов (в пустоте). Экологи склонны рассматривать поведение либо как врожденное, либо как приобретенное, но, по всей видимости, это не совсем верно. Большинство психологов считает проблему "природа или воспитание" псевдопроблемой. Поведение всегда определяется совместным влиянием наследственности и окружающей среды, и часто невыгодно тратить силы и время на определение доли влияния той или иной составляющей. На начальных этапах окружающая среда может влиять на развитие и генетически обусловленное поведение, а научение всегда связано с модификацией конкретного врожденного поведения. Научение подразумевает всего лишь повышение частоты или точности поведенческих актов, входящих в уже имеющийся у организма репертуар поведения, их привязку к новым стимулам, установление связи с одними стимулами, а не с др., или выстраивание определенных последовательностей поведенческих реакций. См. также Сравнительная психология М. Р. Денни

Просмотров: 920
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • Акт поведения
  • Анализ поведения
  • ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ инстинктивного поведения
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, асоциальное поведение
  • ДЕТЕРМИНАНТ ПОВЕДЕНИЯ
  • Девиантное поведение (отклоняющееся поведение)
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Модификация поведения
  • ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)
  • ПОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬ
  • ПОВЕДЕНИЯ ТЕРАПИЯ
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ)
  • ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДНИКА
  • ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ СО СМЕШАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ (МКБ 309.4)
  • ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ (МКБ 309.3)
  • ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Приспособительная реакция со смешанными нарушениями эмоций и поведения
  • Приспособительные реакции с преобладанием нарушений поведения
  • РЕАКЦИЯ ЦЕПИ ПОЛИМЕРАЗЫ, РЕАКЦИЯ ЦЕПНАЯ ПОЛИМЕРАЗЫ
  • Развитие моторики, поведения
  • Развитие социального поведения людей
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СТИМУЛ-РЕАКЦИЯ, НАУЧЕНИЕ
  • Стереотип поведения
  • ТЕАТРАЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ
  • Этические принципы психологов и кодекс поведения (редакция 1992 г.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь