Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Диспозициональные наборы



Диспозициональные наборы

(dispositional sets) Каждого чел. можно рассматривать с т. зр. обладания им определенным набором базовых личностных черт, к-рые объединяются в кластеры, наз. "диспозициональными наборами". В повседневной жизни мы склонны классифицировать людей, используя для этого к.-н. единичную характеристику, например, "дружелюбный", "добрый", "посредственный", "общительный" и т. д., и обычно такие единичные характеристики позволяют слушающему составить себе довольно сносное представление о чел. в целом. Попытки выделить универсальный набор таких характеристик или концепцию личности, опираясь при этом на определенные систематические принципы, предпринимались многими людьми. Существуют два основных способа достижения этого: первый - клинический (интуитивный), опытный, а второй - математический, обычно реализуемый средствами факторного анализа. Обзор математических попыток, опирающихся на факторно-аналитические исслед., показывает низкую степень согласия между исследователями. Френч обнаружил в результате анализа 70 факторно-аналитических исслед., что аспектам личности было дано не менее 450 названий факторов; когда он попытался их объединить, то в конечном итоге получилось 50 общих факторов - гораздо больше, чем в любом из этих оригинальных исслед. Э. Ф. Богатта, предпринявший более или менее сходную попытку, выделил лишь 5: ответственный (responsible), напористый (assertive), эмоциональный (emotional), разумный (intelligent) и коммуникабельный (sociable). P. Корсини, разработавший инструмент для измерения личности - "Чикагский набор для Q-сортировки" (Chicago Q sort), получил 7 факторов: стиль жизни (интровертированный / экстравертированный), интеллект, эмоциональная устойчивость, доминирование, активность, социальная сензитивность и настроение. Как бы ни рассматривать сложившуюся ситуацию, не существует надежных факторов, которые бы можно было выделить на основе работ отдельных специалистов по факторному анализу или разработчиков тестов. Однако несколько иная картина вырисовывается, когда мы обращаемся к работам философов и клиницистов; если сделать поправку на языковые различия, мы обнаружим у них поразительную степень согласия. Обратившись к типологиям Гиппократа, А. Адлера, К. Хорни, К. Левина и У. Шелдона, можно заметить, что Хорни, Шелдон и Левин говорят о 3 факторах, тогда как двое остальных - о 4. Трудно усомниться в том, что эти исследователи пришли к взаимному согласию. Их позиции удобнее всего проиллюстрировать, воспользовавшись треугольником Хорни, так как представляется, что она наиболее четко очертила эти аспекты личности. Вершина треугольника теперь называется Согласие (accord) и подразумевает попытку людей ладить с другими. Чел., "принадлежащий" к этому углу, может быть личностью, расположенной к сотрудничеству, но также и зависимой. Нижний левый угол обозначен термином Конфликт (conflict) и представляет людей, которые идут против окружающих. Правый нижний угол называется Уклонение (evasion). Четвертым аспектом, который, вероятно, лучше всего расположить в центре этого треугольника, яв-ся Нейтральная позиция (neutral). Например, если чел. не находится ни в согласии с другими, ни в конфликте, и не уклоняется от взаимодействия, следовательно он занимает нейтральную или, возможно, безразличную позицию. См. также Принятие роли Н. Кефир

Просмотров: 864
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • F60.7х Расстройство типа зависимой личности
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • Качество жизни пожилых людей
  • Личностные опросники, разработанные на основе факторного анализа
  • ОПРОСНИК «16 ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ»
  • Ориентация против людей
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПРИНЦИПЫ СРАВНЕНИЯ И СОПОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
  • СТЕФЕНСОНА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Q-SORT
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Смешанное влияние факторов
  • Стефенсона методика исследования личности Q-SORT
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.ХОРНИ
  • ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ
  • ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ
  • ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
  • ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
  • ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
  • ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ
  • ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРОСНИК
  • Шестнадцати личностных факторов опросник
  • Шестнадцати личностных факторов опросник
  • теория двух факторов Ч. Спирмена
  • теория личности Адлера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь