Бессознательное

(the unconscious) Б. - гипотетический конструкт, используемый для описания действий, феноменов, данных, процессов и т. д., выходящих за пределы непосредственного сознавания. До Зигмунда Фрейда это понятие использовалось для объяснения разнообразных форм поведения, таких как диссоциация и "месмеризм" или легкий транс. Начало использованию формального термина "Б." положил Фрейд. Впоследствии Милтон Эриксон и Эрнст Л. Росси уточнили содержание этого понятия, опираясь на эриксонианскую гипнотерапию, а тж на исслед. систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения. Известно множество различных т. зр. на понятие Б. и большое количество его определений, зависящих от теорет. платформы их авторов. Определить Б. нелегко, и известно, напр., что Инглиш и Инглиш выявили 39 разных значений, вкладываемых в это слово. История вопроса Потребность в ретроспективном взгляде на проблему связана с существованием различных концепций Б. Психоанализ. Зигмунд Фрейд был первым совр. теоретиком, попытавшимся исследовать глубины личности. Одним из объектов его внимания стало Б. Он выделял в "психическом аппарате" три уровня, или системы: а) систему сознательного; б) систему предсознательного; в) систему Б. Система сознательного, по Фрейду, включает любые непосредственно сознаваемые данные (органов чувств), текущий опыт, продукты научения, образы, чувства или мысли. Система предсознательного - промежуточный уровень - состоит из любых данных, легкодоступных осознанному восприятию. Система Б. включает все вытесненные из сознания и потому совершенно не доступные прямому осознанному восприятию мысли, чувства, действия, воспоминания, субъективный опыт, продукты научения и т. д. Считается, что функцию защитных механизмов выполняет бессознательная динамика, оберегающая "Я" от реальности посредством ее отрицания и искажения. Кроме того, Б. включает вытесненные сексуальные побуждения: инстинкты, влечения, импульсы Оно, желания, сновидения и психол. конфликты. Теория гипноза и эриксонианский подход. Милтон Эриксон занимался (прямо или косвенно) систематическим изучением разнообразных процессов Б. Его взгляды на Б. сформировались в рез-те работы с состояниями транса. Эриксон рассматривал Б. как резервуар с воспоминаниями о прошлом, хранилище структурированного опыта. Он тж считал Б. позитивной, созидательной силой. Благодаря работам Эриксона и др. исследователей состояния транса удалось связать с Б., или подсознательным, функционированием. Считается, что транс открывает прямой доступ к Б., является своеобразным "окном", через к-рое можно заглянуть в него. Специфические формы поведения в трансе включают: возрастную регрессию (вспоминание прошлых событий без предварительных попыток сознательного припоминания); возрастную прогрессию (переживание сценариев будущего до фактического наступления отображаемых в них событий); феномен "скрытого наблюдателя" (воображаемое наблюдение за собой во время к.-л. действий); диссоциацию; каталепсию (застывание всего тела или конечностей в к.-л. положении и потеря способности к произвольным движениям вследствие концентрации/внушения); идеомоторные или психомоторные действия (непроизвольные движения пальцев рук, головы и т. д., происходящие без обычного сознавания); самогипноз; потерю болевой чувствительности (под воздействием внушения и концентрации); амнезию; автоматическое письмо: наплыв образов; искаженное восприятие времени; закрывание глаз и релаксацию. Ланктон и Ланктон развили представления Эриксона о Б., указав на важную роль правого полушария как физиолог. базиса в таких проявлениях транса, как восприятие пространства, пантомима (неречевые движения), непроизвольные движения, поток образов, доминирующие сенсорные модальности, интуиция, артистические и творческие тенденции, буквализм, психофизиологическое функционирование, музицирование, символические репрезентации и смыслы, ритмическая орг-ция и спонтанность. Эрнст Л. Росси разделял психофизиологический подход к Б, наряду с ранее сформулированными эриксонианскими идеями. Он полагал, что изучение систем зависимого от состояния научения (памяти) и поведения (state-dependent memory learning and behaviors [SDML and B] systems) дает ключ к пониманию не только Б., но и причинности. Росси характеризует зависящую от состояния память следующим образом: "То, что выучено и запомнено, зависит от психофизиологического состояния индивидуума во время приобретения данного конкретного опыта". По мнению Росси, SDML and В система связана с лимбико-гипоталамической системой, от к-рой во многом зависит регулирование - через молекулы или вещества, несущие информ., - поведения человека и его мозговой активности. Эти регуляторные процессы и составляют подлинную сущность Б. Подобные рассуждения привели Росси к мысли о том, что поведение и/или научение заключается в кодировании перцепций в зависящей от состояния памяти на лимбико-гипоталамическом уровне. Конкретнее говоря, данные научения, запоминания и/или восприятия преобразуются в информ. при посредстве молекулярных процессов головного мозга, в то время как сенсорные входные сигналы преобразуются на основе клеточного взаимодействия. Это и составляет в основном базис бессознательных процессов. Росси тж связывал Б. с психофизиологическими ритмами (циркадианными и ультрадианными циклами). Ультрадианные циклы - это естественные циклы покоя, облегчающие наступление естественных состояний покоя. Эти циклы обеспечивают благоприятные условия для проникновения в Б. В качестве примера, иллюстрирующего справедливость его подхода, Росси подчеркивает сходство между ультрадиадными циклами (наступление через каждые 90-120 минут естественного 20-минутного периода отдыха) и состояниями транса. Эти 20-минутные периоды называются базовыми циклами спокойного бодрствования, в течение к-рых разум и тело способны восстановить свои силы. Практические приложения Среди практических приложений концепции Б. можно назвать изменение поведения и решение проблем. Для решения этих прикладных задач нужно иметь доступ к Б. и уметь использовать его. Люди в большинстве случаев сами программируют свое поведения через последовательность выборов, опирающихся на многообразие жизненного опыта. Мн. проблемы оказываются запрограммированными на бессознательных уровнях (неосознанные выборы или выборы, сделанные на разных уровнях Б.), и для их разрешения необходимо произвести перепрограммирование на бессознательных уровнях. К числу методов получения доступа к Б. и его использования относятся: внутренняя визуализация или направленное воображение, фантазии и мечты, сновидение, внутренний диалог, музыка, изобразительное искусство, ритмы тела (и прежде всего базовые циклы спокойного бодрствования), релаксация и различные техники гипноза. Внутренняя визуализация - это представление себе некоего образа или сценария на определенную тему и с определенной целью. Внутренние образы усиливают фантазии, сновидения и мечты, а тж делают переживание более реалистичным. Точно так же и воображение, наряду с фантазией и мечтами, связано с внутренними образами. Благодаря образам, фантазиям и мечтам у чел. создается впечатление, что нечто действительно произошло. Использование внутренних образов и/или воображения либо фантазии предполагает тж использование др. сенсорных модальностей (слуховой, кинестетической, вкусовой или обонятельной). Чтобы подготовиться к к.-л. предстоящим событиям, чел. должен создать детальный образ и/или сценарий определенного события и мысленно проиграть этот сценарий неск. раз, воображая успешное выполнение задачи. Араоз высказал предположение, что внутренний диалог, или разговор с собой, - это разновидность гипнотического внушения (суггестии), посредством к-рого сам чел. программирует свой разум на бессознательном или подсознательном уровне. Отслеживая внутренний диалог и собственные заявления в свой адрес, а затем изменяя их, чел. может перепрограммировать системы неосознанных убеждений и представлений. Др. путь получения доступа к Б. и изменения дисфункционального поведения - гипноз и методики релаксации, обеспечивающие прямой выход на бессознательные процессы. Большинство людей в течение дня многократно впадают в состояние транса и выходят из него. Эти естественные состояния транса считаются составной частью ультрадиадных циклов покоя. Более подробная информ. о техниках гипноза представлена в работах Хэммонда, Эриксона, Росси и Росси, Кэрича, Крёгера и Араоза. Росси подчеркивал важность естественных ритмов тела, связав их с биомолекулярными обменами "обслуживающих" генов (генов, регулирующих у чел. обмен веществ). В циклы отдыха доступ к Б. облегчается. Музыка как успокаивающее средство релаксации может тж использоваться как мотиватор и стимулирующий источник творчества. И музыка, и изобразительное искусство могут служить путями к Б., если чел. развил в себе восприимчивость к ним. Без всякого преувеличения, музыка и произведения искусства в большинстве случаев включают бессознательные элементы. См. также Автоматические мысли, Блокировка, Диспозициональные наборы, Забывание, Гипноз, Память, Модель структуры интеллекта М. С. Кэрич

Просмотров: 805
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ инстинктивного поведения
  • ДИНАМИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА
  • ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ТРАНСА
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • ЛОГИКА ТРАНСА
  • МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Моделирование поведения похожих людей
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Навязчивые состояния (образы, мысли)
  • Нормативное регулирование поведения
  • Отсутствие всякого состояния (качества), безболезненность
  • ПРИЗНАКИ ТРАНСА
  • Память на внутренние состояния
  • Память на патологические состояния
  • Развитие социального поведения людей
  • Регулирование организационного поведения (ОП Рег)
  • СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ОПЕРАТОРА
  • СОСТОЯНИЯ ПАМЯТИ
  • СРЕДСТВА УЛУЧШЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ И ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
  • СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТРАНСА
  • Система организационного поведения
  • Состояния сознания. Роль сна
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ТРАНСА И ОДЕРЖИМОСТИ, РАССТРОЙСТВО
  • ФИЗИОЛОГИЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
  • Циклы труда и отдыха
  • состояния памяти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь