Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник
ЭКСПЛИЦИТНО-СТРУКТУРИРОВАННОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВА-НИЕ- теоретическое доказательство, основанное на эмпирическом под-тверждении данных. "Эксплицитно структурированные теории представляют теоретические формулировки, характеризующиеся присутствием детализации и конкретизации элементов представленной теории, а также их легкой конвенциальной эмпирической проверкой" [Franklin, 1982, c. 39] эксплицитно структурированные теории обладают детализированной и конкретизированной формой, демонстрирующей все теоретические эле-менты наглядно различимые читателем. Для данного типа теорий наиболее характерной является форма дедукции, хотя могут быть представлены и индукция и ретродукция. Дедукция, описанная F. Becon, предполагает движение от общего к частному, т.е. формулированию общей гипотезы, подтверждаемой эмпирически. Дедуцирование в процессе конструирова-ния теорий предполагает первоначальное формулирование абстрактных понятий и постулатов, из которых выводятся предположения более низко-го порядка, которые и подвергаются проверке. Наиболее часто используе-мыми элементами дедуцирования являются эксплицитно установленные понятия, постулаты, предположения и лишь иногда - операциональные определения. Другими словами, в дедуктивной теории исследователь пред-ставляет четко очерченную структуру, мало беспокоясь о вовлечении во-ображения читателя. В качестве примеров такого рода теорий можно при-вести теорию когнитивного диссонанса L. Festinger [1957], различные теории атрибуции (Heider, Kelly и т.п.), а также межличностной аттракции. Индукция, введенная в аппарат научного доказательства C. Piers, предпо-лагает движение от частного к общему, т.е. установление закономерных отношений между элементами, конструирование понятий и разработку обобщений, объясняющих эмпирическую повторяемость. Она предполага-ет конструирование теории через аккумуляцию и суммирование разнообразных исследований. В ее основе лежит стратегия перехода от частного к общему, при предположении, что общее объяснит частное. В процессе индукции осуществляется процесс прохождения эмпирическими данными через номинальные определения и представления к основным выводам в отношении исследуемого феномена или явления. Самым уязвимым ее аспектом является обоснование исчерпывающих оснований для вынесения суждения о выявленном факте. Как отмечает C.W. Franklin, "индуктивное теоретизирование может являться источником предубеждений, порождае-мых рядом источников, включая (1) недостаток знаний об исследуемом явлении у обследуемых, (2) особую ценность для них определенного под-хода, (3) преувеличение информированности людей об анализируемом явлении, (4) что сформировавшееся у них отношение носит устойчивый характер" [1982, c. 40]. Ретродукция, также введенная C. Piers, предпола-гает сочетание возможностей и индукции и дедукции по схеме движения от общего к частному и от полученного частного к новому, более широко-му и точному частному. C. Schrag [1967] определяет ретродукцию как "технику последовательного приближения, посредством которой теоретические понятия и выводы приводятся в более точное соответствие с ре-альностью, сохраняя логическую последовательность, предполагаемую дедуктивной системой" [Приводится по: Franklin, 1982, c. 42]. В случае ретродукции теоретик постоянно балансирует между теоретическими ин-тересами и эмпирическими данными, но в отличие от индукции в ней предполагается и возможность выхода за рамки данных. Получение до-полнительной фактуры в эмпирическом исследовании приводит к переос-мыслению исходной гипотезы, которая, в свою очередь, должна получить эмпирическое подтверждение. На практике ретродукция имеет место в случае, если на основе анализа эмпирических данных исследователь выводит новые предположения, в них не представленные, и проверяет их. Без-условно, ретродукция, наряду с достоинствами индукции и дедукции включает и их недостатки, проявляющиеся, опять-таки, во-первых, в не-возможности объять необъятное, т.е. всю совокупность феноменологии, и, во-вторых, ограниченность рамок уже сконструированной теории. Особой разновидностью эксплицитно-структурированного теоретизирования явля-ется абдукция. Будучи введенной в научный обиход известным итальян-ским лингвистом U. Eco [1983], она предполагает схватывание кода взаи-мосвязи эмпирических данных, при условии отсутствия возможностей ее эмпирического установления посредством традиционных методов. Проце-дура абдуцирования предполагает генерирование возможных моделей возможных причинно-следственных связей. Примером такого рода являет-ся прочтение клинописи. Когда в результате комбинирования различных вариантов прочтения имеющихся клинописных табличек удалось устано-вить их смысл. Главным условием верности схватывания кода является безусловное прочтение всей имеющейся в распоряжении фактуры. U. Eco разработал ряд вариантов абдуктивного вывода [1983, c. 66-76]. В случае "креативной абдукции" правило значение вырабатывается ex novo, т.е. изобретается интерпретатором. Условием креативной абдукции является владение исследователем "кодами", с помощью которых организовано знание. Если они присутствуют в сознании интерпретатора, то знание ста-новится "открытым" (opera operta) в том смысле, что появляется возмож-ность в его принципиально бесконечном толковании. Определенное зна-чение для результатов работы понимающего сознания имеет то, как уст-роены сами коды и насколько их устройство и принцип функционирования известны самому интерпретатору. Несмотря на кажущуюся явную ненауч-ность, в традиционном понимании этого слова, абдукции, именно ее мно-гомерная креативность, создает хорошие предпосылки для развития как идей диатропики, так и интегративной эклектики. Уязвимость абдукции проявляется в ее привязанности к интуиции исследователя-интерпретатора, а также сложности доказательства того, что выявленный код охватывает всю совокупность исследуемой феноменологии. Обобщен-ный анализ возможностей и ограничений эксплицитно-структурированных способов теоретизирования представлен в таблице № 2, представленной в Приложении. В качестве альтернативной системы научного теоретизирования выступает имплицитно-структурированное теоретизирование (см. соответствующий раздел). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|