|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник
ЭКЛЕКТИКА. Термин "эклектика" ввел Потамон из Александрии, назвавший свою школу эклектической. Под эклектикой понимается "со-единение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий" [Философ-ский энциклопедический словарь, 1983, с. 789]. В маркситско-ленинской философской традиции, под влиянием критических высказываний В.И. Ленина, обвинявшего ее в "подмене оснований, нарушении принципов цело-стности, объективности, конкретности в рассмотрения предметов и явле-ний" сложилось негативное отношение к эклектике. Эклектика, в данной версии, "коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности челове-ческого познания" (там же). Правда столь отрицательное отношение В.И. Ленина эклектика заслужила из-за подделки "… эклектицизма под диалек-тику", что "легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворе-ние, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же). Идеологическая направленность подобного рода критики вполне оче-видна, особенно, в контексте происшедших в нашем обществе перемен. В представленном контексте понятно стремление дискредитировать возмож-ного конкурента на монополию в постижении истины. Точно так же как несомненен и возможный позитивный потенциал эклектики, в противном случае ей не было бы уделено столько критических стрел. Неоспоримым фактом является присутствие эклектики на определенных этапах развития любой новой (и не только) психологической традиции. Зарубежные фило-софы относятся к эклектике значительно более спокойно, определяя ее как "позицию в философии или религии, направленную на нахождение путей комбинирования лучших элементов других подходов, воззрений" [Black-born S., 1996: c. 114]. Эклектизм характерен и для самого человека в его стремлении аккумулировать и актуализировать продуктивный опыт дру-гих людей, не обсуждая пригодности этого опыта и диалектического, по-следовательного его вписывания в собственную практику. Под эклектиком в философии понимается тот, "кто не создает собст-венной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берет из раз-личных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое" [Философский энциклопедический словарь, 1997: с. 534]. Дидро в "Энциклопедии, или толковом словаре на-ук, искусств и ремесел" утверждал, что эклектик - это тот философ, который осмеливается … принимать все, руководствуясь лишь собственным опытом и собственным разумом", и намерение которого "быть не учите-лем рода человеческого, а его учеником, преобразовывать не других, а се-бя, не поучать истине, а познавать ее" [Csikszentmihalayi M, 1992: с. 261]. Эклектика - это, прежде всего выбор лучшего из различных систем, попытка постижения феномена с позиций различных теоретических подхо-дов. Такое позитивное отношение к эклектизму в психологическом знании поддерживается многими авторами (A.A. Lazarus [1995]; J.C. Norcross, L.M. Grencavage [1990]; G.B. Rossman, B.L. Wilson [1994] и др.). Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|