ЭКЛЕКТИКА

. Термин "эклектика" ввел Потамон из Александрии, назвавший свою школу эклектической. Под эклектикой понимается "со-единение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий" [Философ-ский энциклопедический словарь, 1983, с. 789]. В маркситско-ленинской философской традиции, под влиянием критических высказываний В.И. Ленина, обвинявшего ее в "подмене оснований, нарушении принципов цело-стности, объективности, конкретности в рассмотрения предметов и явле-ний" сложилось негативное отношение к эклектике. Эклектика, в данной версии, "коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности челове-ческого познания" (там же). Правда столь отрицательное отношение В.И. Ленина эклектика заслужила из-за подделки "… эклектицизма под диалек-тику", что "легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворе-ние, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (там же).

Идеологическая направленность подобного рода критики вполне оче-видна, особенно, в контексте происшедших в нашем обществе перемен. В представленном контексте понятно стремление дискредитировать возмож-ного конкурента на монополию в постижении истины. Точно так же как несомненен и возможный позитивный потенциал эклектики, в противном случае ей не было бы уделено столько критических стрел. Неоспоримым фактом является присутствие эклектики на определенных этапах развития любой новой (и не только) психологической традиции. Зарубежные фило-софы относятся к эклектике значительно более спокойно, определяя ее как "позицию в философии или религии, направленную на нахождение путей комбинирования лучших элементов других подходов, воззрений" [Black-born S., 1996: c. 114]. Эклектизм характерен и для самого человека в его стремлении аккумулировать и актуализировать продуктивный опыт дру-гих людей, не обсуждая пригодности этого опыта и диалектического, по-следовательного его вписывания в собственную практику.

Под эклектиком в философии понимается тот, "кто не создает собст-венной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берет из раз-личных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое" [Философский энциклопедический словарь, 1997: с. 534]. Дидро в "Энциклопедии, или толковом словаре на-ук, искусств и ремесел" утверждал, что эклектик - это тот философ, который осмеливается … принимать все, руководствуясь лишь собственным опытом и собственным разумом", и намерение которого "быть не учите-лем рода человеческого, а его учеником, преобразовывать не других, а се-бя, не поучать истине, а познавать ее" [Csikszentmihalayi M, 1992: с. 261]. Эклектика - это, прежде всего выбор лучшего из различных систем, попытка постижения феномена с позиций различных теоретических подхо-дов. Такое позитивное отношение к эклектизму в психологическом знании поддерживается многими авторами (A.A. Lazarus [1995]; J.C. Norcross, L.M. Grencavage [1990]; G.B. Rossman, B.L. Wilson [1994] и др.).

Просмотров: 1123
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • Принцип «все или ничего»
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • Техника «это еще не все»
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь