Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ЭМПИРИОМОНИЗМ



ЭМПИРИОМОНИЗМ

(от греч. empeiria - опыт и monos - один, единственный) - философская концепция, выдвинутая Богдановым в нач. XX в. и основанная на монистическом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию своих философских воззрений, Богданов до конца жизни оставался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма, к-рая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры и в к-рой акцент был сделан на ее синтезе с др. философскими системами. В основе Э. лежат три важнейшие установки. Первая - наивный реализм,  т. е. убеждение человека практики в том, что вещи именно таковы, как человек их чувственно воспринимает, а не есть нечто скрытое под оболочкой явлений. Вторая - признание того, что "природа", то есть низшие, неорганические и простейшие органические комбинации, есть генетически первичное, "дух", то есть высшие органические комбинации, ассоциативные и особенно те, которые образуют "опыт", - генетически-вторичное ". Отсюда Э., по Богданову, принадлежит "к тому же ряду, к которому принадлежат "материалистические" системы: это, следовательно, идеология "производительных сил" технического прогресса" (Богданов А. А. Эмпириомонизм. Кн. 3. С. 149). Третья: познание всегда тяготеет к единству, к монизму, поэтому философия "есть не что иное, как именно стремление соорганизовать воедино опыт, раздробленный и разрозненный силой специализации. В этом смысл и значение  философии, в этом ее историческая необходимость"  (Богданов А. А. Философия живого опыта. С. 315). Исходными для Э. являются понятия "опыт" и "организованность", к-рые впоследствии оказались и центральными в богдановской тектологии. Под опытом Богданов понимает и вещи, и ощущения, поскольку и то и другое в одинаковой мере образуют материал для познания, осн. задача к-рого по отношению к наличной системе опыта (здесь Богданов следует за Р. Авенариусом и Э. Махом) состоит в том, чтобы "ориентироваться в ней с возможно меньшим трудом, с возможно большей полнотой и точностью", стремясь при этом к "практически пригодной ориентировке" и реализуя "экономическую (в смысле "просто экономии") природу познания". Это достижимо "посредством разложения системы опыта на составные части и выяснения их взаимной связи", а также с помощью "критики опыта", устраняющей "примыслы" обыденного познания, подобные "идолам" Ф. Бэкона (Там же. С. 176-177). В конечном итоге познание должно представлять мир опыта таким, каков он есть в действительности, каким он дан людям в их наблюдениях и каким выступает в их критически проверенных высказываниях; оно должно разложить его на простейшие части, на "элементы" и установить между ними связь. Находясь под влиянием эмпириокритицизма, Богданов, однако, расходится с ним по ряду принципиальных моментов. По его мнению, Мах и Авенариус не объяснили, почему в едином по материалу опыте, состоящем из элементов-ощущений, присутствуют психический и физический ряды элементов, несводимые друг к другу. Э., стремясь избавиться от этого дуализма, рассматривает связь элементов опыта, во-первых, генетически, анализируя происхождение "физического" и "психического", а во-вторых, с т. зр. их организованности. В отличие от Д. Юма и махистов Богданов считал причинную связь неотъемлемым элементом научного и философского познания. Высшей ее формой он признает социально организованную "трудовую причинность". Аналогичным образом осн. задачу познания Богданов усматривал не в описании исследуемых объектов, как утверждали эмпириокритики, а в их объяснении. Существенная часть Э. - концепция социоморфизма, в к-рой утверждалась универсальная применимость в научном познании т. наз. "основной метафоры", представляющей явления внешней природы по образцу человеческих действий. Оригинальной в Э. является идея метода подстановки, к-рый означает, что на место неизвестного физического или физиологического факта всегда можно подставить факт психический, и наоборот, т. к. в конечном счете те и другие - результат нашей организационной деятельности. Этот метод явился, по сути дела, прообразом метода моделирования, получившего столь большое распространение в науке и философии XX в. Базируясь на принципах Э., Богданов построил картину мира как "непрерывный ряд форм организации элементов, форм, развивающихся в борьбе и взаимодействии, без начала в прошлом, без конца в будущем" (Там же. С. 309). Мир представляется цепью комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, материализм именует природой без человека); затем ассоциативная связь элементов - психическое, или индивидуально-организованный опыт, и, наконец, физическое и возникающее из него познание - социально-организованный опыт. В процессе труда психическое становится частью физического. Все осн. философские категории получили в Э. свою особую интерпретацию, являясь выражением и средством социальной организованности опыта и его форм. Э. не был по достоинству оценен в философской литературе. Даже близкие по духу к Богданову философы, напр. Юшкевич, считали, что Э. приводит к панпсихизму и идеализму. Отрицательное отношение к Э. выразили Плеханов (в работах "От обороны к нападению", "Materialismus militans") и Ленин (в "Материализме и эмпириокритицизме"). Э. развивался в духе характерного для нач. XX в. эмпиризма (прагматизм, эмпириокритицизм, логический эмпиризм  и т. д.), и, хотя в этой концепции есть спорные стороны (напр., идея тождественности элементов физического и психического опыта, тезис о конце философии и т. д.), она, несомненно, может рассматриваться как оригинальное явление философской мысли XX в.

Просмотров: 336
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • Аргумент из опыта
  • БОГДАНОВ
  • БОГДАНОВ
  • БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873—1928)
  • БОГДАНОВ (Малиновский) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
  • БОГДАНОВ (наст. фам. Малиновский) Александр Александрович
  • БОГДАНОВ (настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович
  • БОГДАНОВ (псевдоним), Малиновский Александр Александрович (1873-1928)
  • БОГДАНОВ Александр Александрович
  • БОГДАНОВ Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) (1873-1928)
  • БОГДАНОВ Анатолий Петрович
  • БОГДАНОВ Анатолий Петрович (1834-1896)
  • ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • ИДЕНТИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ТЕОРИЯ
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
  • Поле опыта
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Система химических элементов периодическая
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Цикл опыта
  • ЭЛЕМЕНТОВ ДУХИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь