СИДОНСКИЙ Федор Федорович

(11(23).О2. 1805, с. Архангельское Тверской губ. - 6(28). 12.1873, Петербург) - богослов и философ. Закончил Петербургскую духовную академию, служил священником в Казанском соборе, затем преподавал богословие в Петербургском ун-те и в Духовной академии. В своем мировоззрении С. испытал влияние нем. идеализма, но считал философию эмпирической метафизикой, т. е. подчеркивал первостепенную значимость опыта. В 1833 г. С. выпустил труд "Введение в науку философии", задачу последней видел в том, чтобы дать "учебное (т. е. научное) решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и проведенное до определения законов, по каким должна направляться наша человеческая деятельность" (с. 24). В дальнейшем писал историко-богословские соч., а также языковедческие труды. Философию С. представлял венцом человеческой мысли, имеющей длительную историю. Она включает в себя 3 осн. раздела: космологию, этику и гносеологию. Гносеология, по мнению С., предшествует космологии, но та занимает центральное место, задавая смысл активности человека. Поскольку человек - образ и подобие Бога, то и жизнь Вселенной рассматривается как исходящая от Бога. Что касается познания, то, хотя оно заложено в природе человека, лишь в меру духовного возрастания он видит за внешними явлениями божественные силы; проникая в тайны природы, он одновременно расширяет горизонты познания, ибо все большее число вещей и явлений становится доступным разуму. Бесконечность процесса познания - благо, но лишь тогда, когда признается, что полная истина недоступна познанию и должна дополняться верой. Освещение и выяснение границ познания является функцией самосознания, в к-ром содержится нравственное начало, проявляющееся в чувстве собственного достоинства, и вера в откровение, убежденность в неприкосновенности религиозных истин. Задача философии поэтому, по С., не только создание научных гипотез и поиск общего принципа объяснения явлений жизни, но и его включение в рамки богопознания. Философия избегает опасности превратиться в простую (и часто пустую) догадку, лишь когда дополняется откровением. Оставаясь религиозным философом, С. пытался провести демаркационную линию между знанием и верой, философией и религией (он допускал существование "ложной" веры и апеллировал к разуму, чтобы отличить ее от веры "истинной"). При этом он обращался к основам антропологии, утверждая, что потребности веры коренятся в природе человеческого существа, как и потребность знания, что человек не может не стремиться к единению с собой, что этические чувства органично входят в его миросозерцание. По заключению Зеньковского, у С. был бесспорный философский талант, большая эрудиция, хотя вклад его в собственно философскую литературу невелик.

Просмотров: 445
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ»
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
  • ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)
  • Гносеология (или теория познания)
  • Гносеология, или теория познания
  • Гносеология, теория познания
  • Здоровый образ жизни человека
  • Метод историко-психологического познания
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Смысл жизни человека
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, Гносеология
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, или гносеология
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: гносеология и эпистемология
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Философия человеческой природы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь