|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995
МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич(28.02.1885-1932) - математик и философ, восприемник и интерпретатор идей и проектов Федорова. Происходил из старинного дворянского, графского рода Муравьевых. Его отец - Н. В. Муравьев, ученый-юрист, долгие годы занимал пост министра юстиции при Николае II. По окончании Императорского Александровского лицея М. до 1913 г. служил сотрудником рус. посольств в Гааге, Париже, Белграде; во время 1-й мировой войны - в центральном аппарате министерства иностранных дел, при Временном правительстве заведовал отделом Балканских стран. Политически был близок партии кадетов. Октябрьскую революцию первоначально воспринял как национальную трагедию. Является одним из авторов сб. "Из глубины". В 1920 г. был приговорен к расстрелу, как участник т. наз. тактического московского центра, но по личному ходатайству Троцкого приговор был отменен. После освобождения М. служил в ряде советских учреждений, в т. ч. ученым секретарем Центрального ин-та труда, возглавляемого А. К. Гастевым, где широко пропагандировал новое "федоровское" понимание труда как осн. средства в борьбе против слепых, разрушительных сил природы, в деле преображения мира и человека. В 1930 г. после вторичного ареста был сослан в Нарым, где скончался от тифа (по др. версии - Соловках). М. заимствовал не только центральные федоровские идеи (воскрешение предков, регуляция природы), но и отдельные его мысли, определения (превращение Земли в управляемый космический корабль, строительство городов-кремлей и т. д.), однако нравственно-религиозный пафос учения Федорова у него сменился верой в технический прогресс, в непогрешимость и абсолютность человеческого разума. Автор мн. философских трудов, он смог опубликовать лишь работу "Овладение временем как основная задача организации труда" (М., 1924) на собственные средства. Не вызвав широкого научного резонанса, она не осталась незамеченной в отечественных я эмигрантских философских кругах. Оригинальной в ней является постановка вечной философской проблемы времени, его необратимости, однонаправленности. Время, по мнению М., не обладает абсолютной реальностью, а привязано с материи, оно есть изменяющиеся отношения между вещами, движение и изменения в мире вещей. Поскольку в его представлении это совокупность множественностей, состоящих, в свою очередь, из определенных комбинаций элементов, к-рые могут быть зафиксированы с помощью математических формул или др. символов, то вполне возможно решение проблемы временной необратимости и управления временем через восстановление комбинаций элементов вещей, отсюда - путь и к воскрешению людей (сущность и индивидуальность для М. - также определенная комбинация элементов). Т. обр., овладение временем оказывается тесно связанным с возрастанием господства людей над материальными, природными процессами. Любая деятельность по изменению природы обозначается М. как культурная деятельность, а культура - как непрерывный процесс передачи из поколения в поколение определенных "формул" для восстановления вещей. Чтобы научиться овладевать временем, необходимо, по М., прежде всего преодолеть разделение культуры на два типа: "символическую", в к-рую входят все виды искусства, теоретические науки, знание в целом, способное вырабатывать проекты и символы для возможных действий, и "реальную", в к-рую входят вое виды деятельности, реально изменяющие мир. М. считает необходимым создание единой культуры нового типа с организующей ролью разума, "сознательной волей человечества", где не будет также разрыва между теорией и практикой. Возможность для создания такого типа культуры М. видит в объединении человечества на основе общего дела, организованного в виде проекта и выраженного системой математически формул, фиксирующих действия как всего человечества в целом, так и каждого отдельного участника этого грандиозного дела. Культурный идеал эпохи будет создаваться на основе синтеза результатов науки и достижений искусства. Все это позволит объединенному человечеству правильно организовать совокупность множеств элементов, к-рые сопряжены друг с другом и со всей Вселенной, и осуществить коренное преобразование всех основ жизни согласно идеалам разума. Тип нового братского управления собой и миром М. называет "космократией", "пантократией". Победу над смертью в конце концов одержит "анастатика" - искусство воскрешения мертвых. В результате на смену земной истории придет история солнечная, к-рая впоследствии в силу развития технического прогресса и роста мощи объединенного человечества сменится историей космоса. Архивный фонд М. содержит значительное количество еще не исследованных философских и художественных произведений. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|