|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995
КОПНИН Павел Васильевич(27. 01. 1922, г. Гжель Московской обл. - 27. 06. 1971, Москва) - философ. Занимался проблемами гносеологии, диалектической логики, методологии научного познания, истории логики. В 1939 г. поступил на философский ф-т Московского ин-та истории, философии и литературы (МИФЛИ). Во время войны - служба в армии. Позже возобновил занятия на философском ф-те Московского ун-та, к-рый окончил в 1947 г. Кандидатская диссертация - "Борьба материализма и идеализма в развитии учения о сущности суждения". Работал на кафедре философии АОН при ЦК ВКП (б), затем руководил кафедрой философии в Томском ун-те (до 1955). Докторская диссертация - "Формы мышления и их роль в познании" (1955). После защиты диссертации К. нек-рое время работал зав. кафедрой философии ЛН СССР, затем заведовал сектором диалектического материализма Ин-та философии АН СССР. В 1962 - 1968 гг. - директор Ин-та философии АН УССР. Акад. АН УССР (с 1967). С 1968 г. - директор Ин-та философии АН СССР, позже - также проф. философского ф-та Московского ун-та. С 1970 г. - чл.-корр. АН СССР. Член редколлегии журн. "Вопросы философии" и "Философской энциклопедии" (с 1961). С 1963 г. - член Исполнительного комитета Международной федерации философских об-в. Под его руководством создан ряд трудов по философии ("Проблемы мышления в современной науке". М., 1964; "Логика научного исследования". М., 1965, и др.). К. была предпринята попытка систематизировать категории, обосновать принципы их систематизации. По существу, он реабилитировал умозрение как способ философских обобщений. Одним из первых К. заявил о необходимости формирования самостоятельной дисциплины в структуре отечественных философских исследований, к-рую он обозначил понятием "метафилософия", считая, что философия как целостное социокультурное образование должна сама стать предметом особого теоретического анализа. К. критически оценивал широко распространенную в советской литературе 50-60-х гг. трактовку предмета философии, сводящую его к наиболее общим законам природы, об-ва и мышления. Специфика философии, по К., в том, что она, рассматривает все явления под углом зрения осн. вопроса философии. Оригинальной была разработка К. проблемы эмпирического и теоретического уровней мышления в их отношении к чувственному и рациональному аспектам познания, проблемы "рассудок и разум" . Он исследовал роль идеи в системе научного исследования, а также специфику проблемы как фокусирующей то непознанное в предмете данной теории, на что надлежит направить исследовательский поиск. Значителен его вклад в развитие логики научного исследования. Им проанализирована специфика диалектики как логики и ее взаимосвязь с формальной логикой в научном познавательном процессе. В последние годы жизни К. работал над книгой о специфике философского знания. При этом одним из первых в советской философской литературе он обратил внимание на природу и особенности языка философии, подчеркивая, что всякая теория, в т. ч. философская, есть определенный язык, совокупность средств, используемых для построения и выражения мысли. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|