|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995
ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫПервыми Ф. ж. в России следует считать издания Козлова: "Философский трехмесячник" (Киев, 1885-1887. № 1-4) и "Свое слово" (Спб., 1888-1898. № 1-5). Первым "большим" Ф. ж. был журн. "Вопросы философии и психологии" (М 1889-1918. № 1-141/142). Как правило, выходило 5 книг в год. Журн. издавался при Московском психологическом обществе. С 1898 г. на обложке значилось: "При содействии С.-Петербургского философского общества", хотя это содействие было почти номинальным. Инициатором создания журн. был Грот, а издателем - А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность МПО. В программной статье "О задачах журнала" (1889. № 1) Грот, исходя из того, что мировоззрение рус. народа отлично от мировоззрений др. народов, ставил особые задачи перед рус. философией: "Философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией? От самой красоты мы ждем "спасения", от истины - также". Ведущую роль в журн. играла группа философов, собиравшихся в "доме Лопатиных": Лопатин, В. С. Соловьев, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Грот. В 1889-1893 гг. редактором журн. был Грот; в 1894-1895 гг. - Грот и Лопатин; в 1896-1897 гг. - Лопатин и Преображенский; в 1898-1899 гг. - Преображенский; в 1900-1905 гг. - С. Н. Трубецкой и Лопатин; в 1905-1918 гг. -Лопатин. Отношения философов и психологов экспериментального направления в журн. были напряженными, о чем свидетельствует письмо С. Н. Трубецкого к Гроту 1897 г., в к-ром он считал отчеты о психологических экспериментах "обременительным балластом журнала", что совершенно меняет его характер, "заменяя его приложением, не имеющим ничего общего с философией и даже психологией". В дальнейшем журн. становился все более философским. В Киеве вышло несколько номеров журн. "Философские исследования, обозрения и проч." под ред. Челпанова (1904-1905, 5 вып.). Журн. издавался как "Труды Психологической семинарии при Ун-те Св. Владимира". В нем принимали участие Блонский, А. Э. Вайнштейн, Зеньковский, А. К. Шиманский, Шпет, А. М. Щербина. В Москве выходил критико-библиографический журн. "Критическое обозрение" (1905-1909) под ред. Е. Н. Орлова и Кистяковского. Журн. ставил себе целью обозрение новой литературы по философии, истории, юриспруденции, экономике, естествознанию. Инициатором издания был Гершензон. В нем публиковались мн. философы: С. А. Алексеев (Аскольдов), Бердяев, Блонский, Булгаков, Вышеславцев, И. А. Ильин, Новгородцев, Розанов, Франк, Шпег. Их статьи из реферативных перерастали в оригинальные. Этому журн. наследовал "Логос. Международный ежегодный журнал по философии культуры" (М,, 1910-1914; Прага, 1925). Его издание было организовано в 1910 г. "гейдельбергским философским содружеством" - группой молодых рус. и нем. философов: Гессена, Степуна, Н. Н. Бубнова (рус. редакция "Логоса") и Р. Кронера, Г. Мелиса (нем. редакция "Логоса"). В Москве журн. выпускало изд-во "Мусагет", а позже Т-во Н. О. Вольфа; в Тюбингене - издатель Зибек. В № 1 было объявлено участие В. И. Вернадского, И. М. Гревса, Ф. Ф. Зелинского, Кистяковского, A. С. Лаппо-Данилевского, Н. О. Лосского, Радлова, П. Б. Струве, Франка. Позже к ним присоединились А. А. Чупров и А. И. Введенский, а Лосский и Франк вышли из журнала. В "Логосе" участвовали и иностранные философы: Г. Зиммель, Г. Риккерт, Р. Кронер, Г. Вёльфлин, B. Виндельбанд, Н. Гартман, П. Наторп, Б. Кроче, Э. Бутру. Журн. следовал гл. обр. неокантианской традиции во всех ее проявлениях. Осн. его идеей была идея автономии философского знания, причем преобладающее место отводилось рассмотрению гносеологических проблем. "Логос" отмежевывался от философских течений, основанных на внефилософских началах (натурализм, психологизм, историзм, религиозная философия мистического и онтологического характера; сюда была зачислена и православная рус. философия). Отсюда и основания полемики его сторонников с "неославянофилами" изд-ва "Путь". Журн. пропагандировал прежде всего нем. философию и был поэтому прекращен в 1914 г. В последнее время имело место несколько попыток издания журн. с названием "Логос". Наиболее устойчивым и соответствующим старому "Логосу" является московский философско-литературный журн. "Логос" , издающийся с 1991 г. Отчасти к Ф. ж. можно отнести издававшийся "Мусагетом" журн. "Труды и дни" (М., 1912-1914, 1916, 8 тетрадей), редактором-издателем к-poгo был Э. К. Метнер. Под ред. Лосского и Радлова выходили непериодические тематические сб. "Новые идеи в философии" (Спб.: Изд-во "Образование", 1912-1914. № 1-17). Темы сб.: "Философия и ее проблемы", "Борьба за физическое мировоззрение", "Теория познания", "Что такое психология?", "Методы психологии", "Существует ли внешний мир? ", "Душа и тело", "Современные метафизики", "Этика", "Бессознательное", "Психология мышления". В "Предисловии" к № 1 редакторы писали: "Нами задуман ряд выпусков, в которых постепенно будут затронуты основные задачи философии и указаны различные их решения у современных философов". То же изд-во "Образование" под ред. Ковалевского и Де-Роберти выпускало сб. "Новые идеи в социологии" (1913-1914. № 1-4). Попыткой философски осмыслить революцию 1905 г. был журн. "Полярная звезда. Еженедельное общественно-политическое и культурно-философское издание" (Спб., 1905-1906. № 1-14), выходивший под ред. Струве. Его продолжил журн. "Свобода и культура" (Спб., 1906. № 1-8) под ред. Франка. С. Н. Трубецкой пытался издавать "еженедельную общественно-политическую газ. "Московская неделя" (М., 1905. № 1-3), к-рая была запрещена. Дело продолжили его братья Е. Н. и Г. Н. Трубецкие, издававшие "Московский еженедельник" (М., 1906-1910), посвященный осмыслению событий в послереволюционной России. Значительной была философская тематика в богословских журн., особенно в журн. "Богословский вестник" (изд. Московской духовной академии. Сергиев Посад, 1892-1918) и журн. "Вера и разум" (изд. Харьковской духовной семинарии. 1884 1917). Широко обсуждалась философская проблематика в ряде журн. "русского модернизма". Волынский в журн. "Се -верный вестник" в нач. 90-х гг. XIX в. начал "борьбу за идеализм". Журн.. "Мир искусства" (Спб., 1899-1904) предоставлял свои страницы 3. Н. Гиппиус, Мережковскому, Минскому, Розанову, Шестову. Журн. "Новый путь" (Спб., 1903-1904) печатал статьи Гиппиус, Мережковского, Иванова, А. В. Карташева, Минского, Розанова, Флоренского. В нем публиковались протоколы "Религиозно-философских собраний в Петербурге". Журн. "Вопросы жизни" (Спб., 1905) продолжил дело "Нового пути". Значительное внимание уделял философской проблематике журн. "Весы" (М.: Изд.-во "Скорпион", 1904-1909). Постоянно печатал философские статьи журн. "Русская мысль" (М., 1880-1918). Особенно интересной стала философская часть журн. (ее возглавил Франк), после того как редактором его стал с 1910 г. Струве, при к-ром авторами журн. являлись Бердяев, Булгаков, Е. Н. Трубецкой и др. Отдельно публиковали протоколы заседаний "Записки С.-Петербургского религиозно-философского общества" (1908-1916. Вып. 1, 2, 4, 6). После революции все богословские и Ф. ж. были закрыты. Были сделаны, однако, попытки издания немарксистских журн: "Мысль и слово. Философский ежегодник" под ред. Шпета (М., 1917. Кн. 1; 1918-1921. Кн. 2), "Мысль" (Пб., 1922. № 1-3), "Научные известия. Сб. второй. Философия. Литература. Искусство" (М., 1922). Вскоре стало возможно издание лишь марксистских журн. "Вестник Коммунистической академии" (М., 1922-1935), "Под знаменем марксизма" (М., 1922-1944), "Летописи марксизма" (М.; Л., 1926-1930), "Проблемы марксизма" (Л., 1928-1934) и др. Крупнейшим эмигрантским Ф. ж. был "Путь. Орган русской религиозной мысли" (Париж, 1925-1940. № 1-61). Он собрал все философские и богословские силы эмиграции. Его редактором был Бердяев при участии Вышеславцева и Г. Г. Кульмана. К философским можно отнести журн. "Новый Град" под ред. И. И. Бунакова, Степуна и Федотова (Париж, 1931-1939. № 1-14). Ц. А. Ильин был редактором-издателем журн. "Русский колокол" (Берлин, 1927-1930), целью к-рого считалось углубление рус. самосознания, столь актуальное для эмиграции. К условно философским можно отнести издания евразийцев: "У т в е ржд ение евразийцев" (София; Берлин; Париж; Прага, 1921-1931. 7 кн.); "Евразийская хроника" (Прага; Париж; Берлин, 1925-1937. 12 вып.); "Евразийские тетради" (Париж, 1934-1936. 6 вып.); "Евразиец" (Брюссель, 1929-1934. 25 вып.). Философские статьи постоянно помещали "Современные записки", "Вестник РСХД (РХД)", "Православная мысль", "Новый журнал", "Грани","Символ". На нем. языке в 1929-1931 гг. в Бонне выходил журн. "Der russische Gedanke" ("Русская мысль"), имевший подзаголовок: "Международный журнал русской философии, литературоведения и культуры". После войны в стране появились новые Ф. ж.: "Вопросы философии" (М., с 1947 г. по настоящее время) , "Философские науки" (М., с 1958 г. по настоящее время), "Вестник Московского университета. Серия Философия (М., с 1966 г. по настоящее время), реферативные журн. "Общественные науки в СССР". Серия 3. "Философия", "Общественные науки за рубежом". Серия 3. "Философия и социология" (с 1973г. по настоящее время). Ряд Ф. ж. стал издаваться в последнее время. Среди них более устойчивыми оказались "Ступени" (Спб., с 1990 г.), "Начала" (М., с 1991 г., специализирован по рус. религиозной философии), "Путь" (М., с 1992 г.). Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|