ЦЕЗАРОПАПИЗМ

- такое соотношение церкви и государства, при к-ром церковные интересы подчиняются интересам государственным, верховная государственная власть превращается в центр религии, царю принадлежит абсолютная светская власть и жреческие функции, он становится наместником Бога на земле. Отличается от папоцезаризма, когда высшая церковная власть подчиняет гражданскую и вся полнота власти принадлежит церковному первоиерарху, и от "симфонического" религиозно-государственного союза, к-рый достигается подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости государственной верховной власти. Большинство историков находят Ц. в византийской монархии, хотя внешне отношения церкви и государства регулировались там "теорией симфонии", выраженной в предисловии к 6-й новелле Кодекса Юстиниана (482/483-565): "Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием, это священство и царство; первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу". Как полагал историк В. П. Безобразов, "теория симфонии" содержит скрытый Ц., ибо первенство отдается государственным целям, церковный канон включается в светское законодательство и император получает право его толковать. Дальнейшее развитие идея Ц. получает в толкованиях антиохийского патриарха Федора Вальсамона (XII в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Прот. А. Шмеман считал, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как Ц., ибо между ними существовал догматический союз и в вопросах догматики империя, религиозное назначение к-рой - охранять истинную веру, подчиняется церкви. В рус. истории нарушение "симфонии" властей, влияние Ц. связывают с появлением "Уложения" 1649 г. царя Алексея Михайловича и Монастырского приказа, к-рый был учрежден для суда над духовенством и заведовал частичной конфискацией церковных имуществ, но прежде всего с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М. В. Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают противостояние Ц. Алексея Михайловича, однако С. М. Соловьев, В. С. Соловьев, А. В. Карташов обвиняют его в папоцезаризме, в стремлении к единоличной власти над церковью и государством. В. С. Соловьев, неоднократно критиковавший в своей философской публицистике рус. церковь за отсутствие духовной свободы, подчинение "внешней полицейской власти", в своей идее свободной теократии не был чужд папоцезаризма, сравнивая власть папства с отеческой, а царя - с сыновней властью ("Великий спор и христианская политика" (1883), "Россия и Вселенская церковь" (1889). Однако в "Оправдании добра" (1897) он встал на позицию разделения властей и их целей. Критику Ц. как искажения истинной теократии, основанной на "симфонии властей", можно найти у Тихомирова, И. А. Ильина, архиеп. Серафима (Соболева).

Просмотров: 1176
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • »КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ»
  • »О ЦЕРКВИ»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ
  • Власть государственная
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • ДИСТРИБУТИВНАЯ ВЛАСТЬ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ
  • Догмат о Церкви
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Любовь и власть (воля к любви и воля к власти
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • Отделение церкви от государства
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Протестантские церкви
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • Теория государства и права
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • Черные церкви
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь