ОЦЕНОК ЛОГИКА

- раздел логики, изучающий логическую структуру и логические связи оценочных высказываний. О. л., являющаяся ветвью модальной логики, слагается из логики абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью понятий "хорошо", "плохо" и "(оценочно) безразлично", и логики сравнительных оценок, в которых используются понятия "лучше", "хуже" и "равноценно".

Сравнительные оценки называются также предпочтениями, а их логика - предпочтений логикой.

Первая попытка создать логическую теорию абсолютных оценок ("логику добра") была предпринята еще в 20-е годы немецким философом Э. Гуссерлем. Однако впервые эта логика был сформулирована только в конце 60-х - начале 70-х годов (А. А. Ивин, Е. Калиновский, X. Вессель и др.).

В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее, добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект является хорошим, когда его отсутствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсутствие позитивно ценно. Напр.: "Быть здоровым хорошо, только если быть больным плохо"; "Плохо, что случаются пожары, только если хорошо, когда их нет". Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов О. л. положения:

о ничто не может быть одновременно хорошим и безразличным, безразличным и плохим;

о если что-то безразлично, то и противоположное безразлично ("Если все равно, что небо голубое, то было бы все равно, если бы оно не было голубым");

о хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и второе ("Хорошо иметь кошку и хорошо иметь собаку, только если хорошо иметь кошку и собаку") и др.

Принимаемый обычно в логике абсолютных оценок принцип аксиологической полноты утверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое предположение не всегда оправданно. Напр., то, что у трапеции четыре стороны, скорее всего ни хорошо, ни плохо, ни безразлично, такого рода факты вообще лежат вне сферы наших оценок.

Другой принцип, также не являющийся универсальным, - принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хорошими (плохими). Напр.: "Неверно, что хорошо как путешествовать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать этого" и т. п. Этот принцип требует внутренней непротиворечивости системы принятых оценок, реальные же множества оценок нередко непоследовательны.

Нормы - это частный случай оценок, а именно групповые оценки, поддержанные угрозой наказания. Нормативные понятия "обязательно", "разрешено" определимы в терминах абсолютных оценочных понятий: "Обязательно А" равносильно "А позитивно ценно, и хорошо, что уклонение от A ведет к наказанию". Нормативное высказывание является сокращенной формулировкой оценочного высказывания. Это означает, что О. л. содержит деонтическую логику и является в этом смысле более фундаментальной.

Логика абсолютных оценок и логика сравнительных оценок несводимы друг к другу и являются двумя самостоятельными разделами О. л. "Лучше" неопределимо через "хорошо": лучше одна другой могут быть и две хорошие, и две плохие вещи. Иногда "хорошо" так определяется через "лучше": нечто является хорошим, когда его наличие лучше, чем его отсутствие. Напр.: "Хорошо иметь синий цвет, если и только если быть синим лучше, чем не быть синим". Однако это и подобные ему определения носят только частичный характер и не позволяют получать "логику добра" в качестве следствия логики предпочтений.

Идеи и аппарат О. л. нашли интересные приложения в целом ряде областей, и прежде всего в политической экономии, в лингвистике, в исследовании морали, права, в философском анализе ценностей. При изучении научного познания эти приложения связаны прежде всего с анализом социально-исторической обусловленности познания, зависимости его от эпохи и других контекстуальных характеристик познания. Важную роль О. л. играет в обосновании моральных норм и в критике распространенного в буржуазной философии тезиса, что наука не должна содержать ценностей, поскольку споры о них в принципе не могут носить научного характера.

Просмотров: 1097
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » А. Ивин, А. Никифорович. Словарь по логике, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • Двойная система оценок
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • Логика оценок
  • МЕТОД ПЕРЕВОДНЫХ ОЦЕНОК
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
  • Метод суммарных оценок
  • Метод суммарных оценок
  • Метод экспертных оценок
  • Метод экспертных оценок
  • Методы анализа экспертных оценок
  • ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК
  • ПОЛУЧЕНИЕ ОЦЕНОК
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Система оценок
  • Система оценок
  • ТЕСТОВЫХ ОЦЕНОК КОДИРОВАНИЕ
  • Фрейм -«как если бы»
  • ХОРОШО ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ
  • ШКАЛА ЛАЙКЕРТА (ШКАЛА СУММАРНЫХ ОЦЕНОК)
  • ШКАЛА ОЦЕНОК
  • ШКАЛА. ОЦЕНОК
  • ШКАЛЫ ОЦЕНОК
  • Шкала оценок
  • метод суммарных оценок (шкала Лайкерта)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь