ПЕРСОНАЛИЗМ

- теистическая тенденция в западной философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин "П." впервые употребил Ф. Шлейермахер в "Речи о религии к образованным людям, ее презирающим" (1799). К П. относятся учения Ф.Якоби, А. Олкотта, Ш. Ренувье, Л. Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал Шелер в кн. "Формализм в этике и материальная этика ценностей"  (1921); ценность личности является в аксиологической системе Шелера высшей ступенью. "Этический" персонализм Шелера, "критический" персонализм В. Штерна и "теологическая этика"  X. Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в нем. философии. На первом плане здесь - проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека. "Личностный метод" в нем. П. объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальной и воображаемой действительности.

В центре философских интересов амер. персоналистов - религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется здесь проблемам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии.

П. во Франции сформировался в начале 30-х годов XX в. Его основоположник - Мунье, печатный орган - журнал "Esprit", основные представители - Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Лакруа, Г. Мадинье. В кризисные 30-е годы левокатолические сторонники франц. П. выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главной заботе земной цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Мен де Бирана и Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Н. Бердяеву, Н. Лосскому, Маритену, Ясперсу, Марселю. Большое значение в П. придается концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое, соответствующее требованиям современности содержание. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции.

Экстериоризация - это самоосуществление человека вовне; интериоризация - внутренняя сосредоточенность индивида, его духовный мир. И экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные ценности - истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, виделяя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники П. видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид "имеет цель в себе и в то же время во всех", а встреча Ты и Я в Мы создает особый персональный опыт - коммуникацию душ. Обществу как совокупности форм совместной деятельности людей философы-персоналисты противопоставляют личностное сообщество, где происходит объединение людей "по ту сторону слов и систем". Персоналлстская педагогика также активно апеллирует к искусству. В эстетической концепции П. конкретизируется смысл, вкладываемый теоретиками "личностной философии" в такие понятия, как личность, творчество, коммуникация, сообщество, культура. Во франц. П. в значительной степени благодаря влиянию марксизма сильна тенденция к пониманию социальной обусловленности личностного существования. Учение католических философов, группирующихся вокруг журнала "Esprit", в послевоенные годы проделало значительную эволюцию. Концепция Мунье подверглась решительной критике и переработке. Ж.-М. Доменак, бывший директором журнала в 1957-77, стремился к соединению идей П. с идеологией реформизма.

И. С. Вдовина

Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981; A.C. Knudson. The Philosophy of Personalism. Boston, 1949; J. Lestavel. Introduction aux personnalisme. P., 1961; J. Lacroix. Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1966; E. Mounier. Le personnalisme. P., 1971; J. Lacroix. Personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972; E. Mounie. Oeuvres. V. I-IV. P., 1961-62.

Просмотров: 540
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • Дискуссии в социальной философии и этике
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • Общие принципы философии Лейбница
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Тенденции и дискуссии западной философии последних десятилетий XX века. Введение
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • Цель жизни Человека
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь