|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
НЕЙРАТ (NEURATH) Отто(1882-1945) - австр. философ и социолог; видный представитель логического позитивизма. Отличался широким кругом интересов, его работы посвящены социологии и экономическим проблемам, социальному планированию, проблемам методологии науки и философии образования. По своим политическим взглядам Н. был независимым социалистом. В 1919 он руководил отделом планирования в социал-демократическом правительстве Баварии, а затем и кратковременной Баварской Советской Республики. Хотя Н. формально не был членом партии, после падения коммунистического правительства на некоторое время он был заключен в тюрьму, после чего в 1920 вернулся в Вену. Принимал активное участие в создании и работе Венского кружка, являясь, по словам Карнапа, его "локомотивом". В 1934 эмигрировал в Нидерланды, в 1940 - в Англию, где преподавал в Оксфорде. Теоретические работы Н. были тесно связаны с его социал-реформистской позицией. Последняя предполагала просветительские и педагогические цели: сделать науку доступной широким массам, а пролетариат - "носителем науки без метафизики". Ему принадлежат оригинальные разработки по визуальному представлению экономико-статистических данных, которые он также рассматривал как "оружие в борьбе за такой жизненный порядок, который характеризуют сознательное планирование и организация". В 30-е годы Н. выдвинул проект многотомного издания международной энциклопедии унифицированной науки, включающей разделы: основоположения унифицированной науки, систематизация наук, интеграция наук, образцы применения этого учения. В проекте подчеркивался интерсубъективно-значимый, коллективный характер работы. С этим были связаны поиски Н. единого арсенала понятий, "символики, очищенной от шлаков исторического языка". Деятельность по созданию оснований унифицированной науки он считал главной задачей философии, ориентирующейся на рациональность научного типа и выполняющей роль методологии и логики науки. В составе унифицированного языка науки - "универсального сленга" (Universalslang) - не должно быть места метафизическим понятиям, не имеющим эмпирического содержания или логического эквивалента. Неточные понятия должны "очищаться", причем это может быть длительным процессом, выполняемым несколькими поколениями людей. Со временем этот универсальный сленг должен войти в жизнь и стать обыденным (естественным) языком. Ключевым для Н. было также понятие "физикализм". В основу универсального языка науки должен быть положен язык физики как лидирующей научной дисциплины. Физикализм также соответствовал его эмпирицистской установке и концепции протокольных предложений, о природе которых между ним и Карнапом шел принципиальный спор. Н. даже убеждал коллег по Венскому кружку отказаться от слова "позитивизм" и заменить его "физикализмом". Этим он, как социалист, надеялся отвести от новой научной философии Венского кружка традиционную критику марксистами позитивизма как "буржуазной философии". Н. полагал, что "физикализм" в ряде важных моментов близок к материализму и вместе с тем не страдает характерными для последнего догматическими допущениями. Любопытно, что с этими идеями он совершил поездку в Советский Союз, надеясь убедить Сталина и его идеологов принять "физикализм" в качестве официальной пролетарской философии. Разумеется, что из этой затеи ничего не вышло. О.В. Кильдюшов
История античного хозяйства. Харьков, 1924; Empirische Sociologie. W., 1931; Wissenschaftliche Weltauffassung, Sozialismus und Logischer Empirismus. Fr./M., 1979; Gesammelte philosophisce und methodologische Schriften. W., 1981; Philosophical Papers. Dordrecht, 1983.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|