МАКЛЮЭН (MCLUHAN) Херберт Маршалл

(1911-1980) - канадский философ, социолог, теоретик коммуникационных технологий.С 1952 - проф. ун-та в Торонто. М. считал себя учеником канадского историка экономических структур Г. Инниса, увидевшего в технологии коммуникаций формообразующую силу всякой культуры и причину эволюции общества. Коммуникацию М. считает продолжением, экстериоризацией телесных органов и чувств человека. Исторические формы коммуникаций уподобляются им галактикам, которые могут встречаться, проходить одна через другую, менять свои конфигурации. Речевая (аудио-) культура - это, по М., магический мир слуха; устное слово чувственно-синтетично, что создает определенный сенсорный баланс "племенного" человека, существующего в резонирующем мире одновременных связей. Изобретение фонетического алфавита как активного коммуникативного средства вызвало "эксплозию" - продолжающийся уже три тысячелетия взрыв механической технологии, фрагментарной письменной культуры, визуальное давление которой гипертрофировало глаз, разделило сознание. Процесс расчленения звуков и жестов с введением алфавита завершился книгопечатанием. Гутенберг, придумав наборный шрифт, открыл путь технологиям (механизациям ремесел). Европа, где произошло образование "галактики Гутенберга", вступила в технологическую фазу прогресса, в которой само изменение становится архетипом социальной жизни. Типография создает первый стандартно воспроизводимый товар, инициирует массовое производство. Возникает индустриализм, массовый рынок, всеобщая грамотность. Образ повторяемой точности - печатный текст - служит моделью того, как должны соединяться люди: племя заменяется ассоциацией индивидов, увидевших свой язык, - гомогенезируются нации. С увеличением скорости обмена информацией, считает М., появляется национализм как новое представление о групповой общности, идея нации - интенсивный и обманчивый образ групповой судьбы, выражающий экономическое и политическое единство структур массового производства.

Следующий тип общества, согласно М., вырастает на основе коммуникаций с помощью электронных средств. Мозаичность телевидения действует как "синэстетическая сила", объединяющая чувства и возрождающая роль тактильности. Если в механический век в пространство проецировались телесные органы человека, то в электронный век наружу выводится нервная система, поглощающая, распространяясь в планетарном масштабе, пространство и время.  Реакция снова становится мгновенной, возникает состояние всеобщей включенности. По мнению М., электронные коммуникации воссоздают общину, "глобальную деревню". Возникает эффект "имплозии" - "взрывного" сжатия пространства, времени, информации. М. полагал, что люди оказываются на пороге "раскрепощенного и беззаботного мира", в котором человечество действительно может стать единой семьей. Вместе с тем он отмечал, что бурное развитие современных информационных технологий ведет к тому, что содержание коммуникации отступает на задний план, становится во многом случайным, ситуативным, тогда как средства ее осуществления приобретают угрожающие возможности в плане манипулирования сознанием людей.

The Gutenberg Galaxy. Toronto, 1962; Understanding Media. N.Y., 1963; City as Classroom (with K. Hutchon and E. McLuhen.). N.Y., 1977.

Просмотров: 745
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИЙ
  • Групповой образ жизни
  • Диагностика эффективности педагогических коммуникаций
  • ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • КОММУНИКАЦИЙ КАНАЛЫ
  • МАК-ЛЮЭН (MCLUHAN) Херберт Маршалл (1911-1980)
  • МАК-ЛЮЭН ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ (1911-1980)
  • МАКЛЮЭН (MCLUHAN) Маршал (1911-1980)
  • МАКЛЮЭН (MCLUHAN) Херберт Маршалл
  • МАКЛЮЭН Херберт Маршалл
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
  • СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения
  • Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства новых информационных технологий (СНИТ)
  • Средства пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией
  • Субъекты массовых коммуникаций
  • ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • каналы коммуникаций



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь