Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(от лат. cognitio - знание, познание). Оформление этого направления в психологии обычно связывают с именем амер. ученого У. Найссера, опубликовавшего в 1967 кн. под одноименным названием (Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y., 1967), которая стала в определенном смысле программной. Возникновение К.п. в значительной степени обусловлено стремлением преодолеть скептицизм в отношении роли внутренней организации психических процессов, характерный для доминировавшего в США необихевиоризма. Вместе с тем К.п. унаследовала от последнего убежденность в значимости лабораторных исследований, а также отношение к проблематике научения и памяти как принципиально важной для понимания мышления и поведения. К числу важнейших принципов К.п. относится трактовка человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями. Для К.п. характерна также специфическая направленность исследований, выражающаяся в движении от понимания сложного феномена к пониманию простого (в отличие, напр., от бихевиоризма, для которого типична противоположная исследовательская стратегия: понять сложный процесс на основе предварительного изучения простых); рассмотрение активности индивида как иерархически организованной. Существенное влияние на развитие понятийного аппарата К.п. оказали теория информации и исследования в области искусственного интеллекта. Первоначально основной задачей когнитивного подхода было изучение преобразования информации, происходящее с момента поступления сигнала в органы чувств  до получения целостного образа предмета или ситуации. При этом сторонники К.п. исходили из уподобления мышления человека тем процессам переработки информации, которые протекают в вычислительном устройстве (так называемая "компьютерная метафора"). Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль. Стремление выявить и описать закономерности преобразования информации в процессе ее восприятия, переработки и хранения дало возможность использовать в К.п. определенные математические формализмы, а также привело к появлению в ее языке таких понятий, как сигнал, фильтр, информационный поток, различные виды памяти и т.п. Еще одной сферой, оказавшей большое влияние на стиль когнитивного подхода, явились исследования в области структурной лингвистики, в частности в области трансформационных грамматик, разработанных Хомским. К.п. переживает определенные трудности, связанные с обилием моделей, предлагаемых для интерпретации различных аспектов мыслительного процесса, и отсутствием достаточных оснований для аргументированного выбора среди них. В настоящее время  К.п. рассматривается как часть более общей, междисциплинарной "когнитивной науки", исследующей мыслительные процессы на стыке концепций и методик психологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, антропологии и философии.

И.А. Бескова

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Солео Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Просмотров: 788
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
  • ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПОТОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
  • ИНФОРМАЦИИ ТЕОРИЯ
  • КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. COGNITIO - знание, познание)
  • Компьютерная визуализация учебной информации
  • Компьютерная визуализация учебной информации:
  • Логика когнитивного подхода
  • МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
  • МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Национальная политика или стратегия в области информации
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ
  • ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Операции с ценными бумагами на основе внутренней информации
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Процесс переработки информации
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • Теория информации
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь