БЛУМ (BLUM) Хэролд

(р. 1930) - амер. литературовед, философ и писатель. Получил образование в Корнельском и Йельском ун-тах, проф. Йельского ун-та. В качестве моделей рассуждения Б. использует разные источники: христианский гностицизм II в., Каббалу XIII-XVI веков, учения Дж. Вико, Ницше, Фрейда, толкования иудейской мистики Г. Шолема и Бубера. Предмет исследования - преимущественно поэзия У. Блейка, П.Б. Шелли, Р.У. Эмерсона, У.Б. Йитса, У. Стивенса и др. Б. стремится заменить индивидуально-психологический и лингвистический подходы к поэзии исследованием отношений поэтов одной традиции через анализ их произведений, изучить поэта как поэта. Б. разрабатывает теорию поэзии, призванную объяснить истоки новаторства. Традиционную ("платоническую") точку зрения на изменение в творчестве как следствие неточности подражания Б. заменяет "гностической", усматривающей в отношениях предшественника и последователя соревнование ("агон"). С этих позиций, напр., написание стихотворения есть одновременно неверное, искажающее прочтение к.-л. более раннего стихотворения. Теория поэзии Б., предстающая как теория творчества вообще, выполняет функцию введения в традицию. Б. исследует борьбу последователя с предшественником. Согласно Б., ведущие силы поэтического творчества - это боязнь влияния и соперничество со временем. Учение Б. о "пропорциях пересмотра" призвано объяснить меняющиеся в ходе творчества последователя прочтения предшественника. Б. пишет о шести моментах творения, это: клинамен - отклонение позднего стихотворения от пути раннему; тессера - дополнение приемлемого фрагмента раннего стихотворения поздним: кенозис - совместное умаление позднего и раннего стихотворений; даймонизация - противопоставление позднего стихотворения возвышенному раннего; аскезис - совместное ограничение позднего и раннего стихотворений; апофрадес - возвращение раннего стихотворения в позднее в качестве образа. Для отражения единства чтения и письма в творческом процессе Б. помещает между парами "пропорций пересмотра" три "пресечения", или кризиса (избранничества, солипсизма, отождествления). Единство тех и других, по Б., позволяет любому читателю стать последователем традиции.

The Anxiety of Influence. N.Y., 1973; A Map of Misreading. N.Y., 1975; Kabbalah and Criticism. N.Y., 1975; Poetry and Repression. New Haven, 1976.

Просмотров: 816
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Адам Смит как философ-моралист
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • АУТИЗМА РАННЕГО ДЕТСКОГО СИНДРОМ
  • Взгляды раннего Лукача (10-20-е годы)
  • Гретера формы раннего слабоумия
  • ГРЕТЕРА ФОРМЫ РАННЕГО СЛАБОУМИЯ (ШИЗОФРЕНИИ)
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Классификация, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Олигофрении как следствие отрицательных психосоциальных влияний
  • ПАСКАЛЬ ДЕПРЕССИВНАЯ ФОРМА РАННЕГО СЛАБОУМИЯ
  • Паскаль депрессивная форма раннего слабоумия
  • ПАСКАЛЬ ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА РАННЕГО СЛАБОУМИЯ
  • Паскаль психастеническая форма раннего слабоумия
  • Патология психики в старческом возрасте Систематика психических расстройств позднего возраста
  • Пищевое расстройство грудного возраста и/или (раннего детства)
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ ИЛИ ЛОГИКА КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ, ИЛИ ЛОГИКА КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА
  • Психодиагностика раннего детства
  • СЕКТЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
  • Сущность и специфика трансцендентального идеализма раннего Шеллинга
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Философия откровения позднего Шеллинга
  • Философия позднего Шеллинга
  • ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии
  • Циклические формы раннего слабоумия
  • ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАННЕГО СЛАБОУМИЯ
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • Эпоха раннего средневековья
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь