|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
ТАЙНА
(греч. mysterion) - "Тайны не существует", - заявлял Л.Витгенштейн, но многие свидетельствуют о тайне, охватывающей наше существование в мире; ею невозможно овладеть через знание. Тайна не тождественна полному мраку, она внутренне безгранична (в отличие от проблем как ограниченных задач для разума), она постоянно присутствует в реальности, пребывает в средоточии бытия, и дух человека, если он открыт к реальности, открыт к таинственному. Тайна может частично открываться, оставаясь прикровенной, может призывать войти в себя, оставаясь в существе своем непостижимой. Будучи сверхразумной, она приоткрывается сердцу и ориентирует познание, она предлагает человеческой мысли и свободе достичь большей духовной глубины. Тайна - не секрет, который разгадывают, чтобы овладеть для себя, она "может открываться только существу, способному к сосредоточению" (Г.Марсель), и не следует ее полностью отождествлять с непознаваемым. Укоренение в онтологической тайне открывает путь к пониманию бытия. Р.Отто писал о священном как о тайне, перед которой человек испытывает благоговейный страх и трепет и которая вдохновляет, восхищает и влечет к себе. В христианстве источником и средоточием всякой тайны является Бог, явивший себя во Христе, благодаря чему приоткрывается таинственная внутренняя глубина в самом человеке. В Новом Завете тайна трактуется как пища разума, а не как источник запретов, налагаемых на разум: "Mysterion есть нечто столь богатое познаваемых содержанием, столь неисчерпаемое для услады разума, что созерцание никогда не достигнет его последних глубин и будет наслаждаться им вечно" (К.Тресмонтан) (См. также: НЕПОСТИЖИМОЕ). Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|