|
СОВЕРШЕНСТВО— понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. perfectus от perfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно п е р -фекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе которых лежит идея С., в достижении которого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует. С антропологической т.зр. представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В. Лейбниц. Об этом определенно говорит 3. Фрейд: встречающееся иногда у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность которой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см.; Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. С аксиологической т.зр., при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение извне данного стандарта. С теологической т.зр., идея С. испол- ) йена в Божестве. В истории этико-филос. и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфек-ционистского рассуждения. Один из них ассоциирован с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни. Др. т.зр. о С. развивал И. Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфек-ционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С., идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — значит развиваться в качестве нравственного субъекта. Христианское учение о С. представляет собой разновидность сотериологического учения. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср.: Мф 5, 39—48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться в соединении с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога. То, что в религиозной морали обнаруживается как обязанность по отношению к Абсолюту как Другому, в секулярной выступает в качестве обязанности чело- века по отношению к себе, но к себе — в своей опре- деленности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С., в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Как идея С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству, так и практическая задача самосовершенствования опосредована рядом моментов внутреннего нравственного опыта —г стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, — которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться на пути к С. О Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (II); Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981; Аристотель. Никомахова этика//Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: В 2т. М., 1988.Т. ФрейдЗ. Поту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Hurka Th. Perfectionism. New York; Oxford, 1993. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|