ГОСУДАРСТВО

— политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.

С древнейших времен люди пытались объяснить происхождение и сущность Г. Аристотель одним из первых предложил т.н. патриархальную теорию, согласно которой Г. возникло как естественный процесс усложнения форм общежития людей: вначале люди объединялись в семьи, затем несколько семей образовали селение, а на завершающей стадии этого процесса возникло Г. как форма общежития граждан, использующих политическое устройство и подчиняющихся власти закона. Аристотель был убежден, что природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.

В Средние века процесс возникновения Г. рассматривался в рамках религиозного мировоззрения как учреждение ин-та земной власти, установленной Богом. Современный католицизм считает своим официальным учением о Г. взгляды Фомы Аквинского, который призывал людей к повиновению государственной власти, связанной “божественными законами”. С теократическими концепциями тесно связаны этические теории, рассматривающие Г. в виде воплощения моральной идеи, всеобщего закона. Так, по Г.В.Ф. Гегелю, Г. представляет собой высшую ступень в развитии “объективного духа”, которая означает восстановление единства, нарушенного в гражданском обществе борьбой индивидов и групп.

В Новое время получила широкое распространение договорная теория происхождения Г. (Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббс). Согласно этой теории, люди, пребывавшие первоначально в естественном, догосударственном состоянии, решают сознательно создать Г. (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права  и свободы. На реалистический подход в объяснении государственной власти претендует также “теория завоевания” (Л. Гумшювич, Ф. Оппенгеймер),

описывающая процесс возникновения классов и Г. как результат завоевания одного племени другим.

Марксистская теория рассматривает Г. как политическую организацию экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников. Согласно марксистскому экономическому детерминизму, Г. возникает на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда  приводит к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.

Некоторые теоретики пытаются объяснить происхождение и существование Г. психологическими факторами, подчеркивая, что выдающиеся личности являются его творцами благодаря “гипнотическому влиянию” на ищущую чужого руководства толпу (М.М. Ковалевский, Ж. Бюрдо).

В современной политической науке в целом возобладала синтетическая т.зр., учитывающая в процессе возникновения Г. социально-экономические, религиозные, моральные, военные и психологические факторы. Само по себе Г. как средство политического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. История показала, что форма Г., характер их деятельности, средства и методы управления зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, от сложившейся в данном социуме политической культуры, преобладающих религиозно-филос. воззрений, потребностей экономического развития и многих др. факторов.

Признаками Г. являются: публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд); территория, на которую распространяется юрисдикция данного Г. (право производить суд); система права — совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

Государственная власть носит универсальный характер в том смысле, что она распространяется на всех граждан данного Г., на все организации и учреждения страны. Государственный суверенитет предполагает полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, т.е. над властью Г., признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная подчинить его себе или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли. В международной сфере суверенитет Г. выражается в его праве самостоятельно, независимо от др. Г., решать все свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН.

Г. выполняет целый ряд важных внутренних и внешних функций. Главной внутренней функцией Г. является его деятельность по достижению социально-политической стабильности, служение общему благу. Г. стремится выступать в качестве главного арбитра

при столкновении политических интересов, не допускать обострения социальных конфликтов и разрешать их мирными средствами. Помимо этого, Г. обеспечивает: экономические функции — выступает главным координатором и регулятором экономических процессов; социальные функции — обеспечивает систему социального страхования, общественных компенсаций, социальной опеки, развитие здравоохранения; культурно-образовательные функции — выступает главным гарантом сохранения и приумножения национальной науки и культуры, развития системы народного образования; экологические функции — отвечает за охрану окружающей среды на своей территории. Внешние функции Г. направлены на реализацию его интересов и целей на международной арене. Главными среди них являются: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в решении глобальных проблем.

О Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч.: В 10 т. М., 1935. Т 8; Маркс А"., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., 2-е изд.: В 50т. М., 1955. Т. 3; Аристотель. Политика//Соч.: В 4т. М., 1980. Т. 4; Гоббс Т. Левиафан // Избр. соч.: В 2 т. М., 1991. Т. 2; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Франция, Германия. М., 1998.

И.А. Василенко

Просмотров: 829
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • Западничество: его история и суть
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как процесс
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь