ЗНАЧЕНИЕ

- чаще всего означает то же, что и "смысл". Однако, начиная с Г. Фреге, существует тенденция к разведению этих понятий. Значением (предметным значением, денотатом) некоторого имени называют обозначаемый (называемый) этим именем предмет или класс предметов (объем именуемого понятия), а смысл имени (концепт его денотата) - содержание того же понятия, т. е. то, понимание чего является условием адекватного восприятия, усвоения данного имени.

Г. Шпет поддерживает программу феноменологического метода Э. Гуссерля, которая предполагает усмотрение эйдетической природы смысла особыми методами, отличными от методов изучения вещей эмпирического мира. Феноменологию, открывшую бытие смысла, он пытается дополнить герменевтическим пониманием интерпретативного характера бытия смысла. По Гуссерлю, феноменологическая редукция заключает мир "в скобки", высвобождая "интенциональное" существо сознания быть "сознанием чего-нибудь" и позволяя тем самым осуществляться методу непосредственного усмотрения. Смысл здесь выступает в качестве "полноты значений" предмета, который определяется через описание конституирующих его актов. Решая теоретические проблемы герменевтики, Шлет отмечает, что ее внимание направлено прежде всего на постижение другого, чужого, т. е. на ту область, где проходит граница непосредственного понимания и требуется истолкование. А так как в интерпретации даже для себя самого необходимо прибегнуть к словесному "запечатлению" понимания, то приходится признать значимость совершаемой при этом логической работы. Момент "выражения", который в непосредственном понимании прямо не чувствуется, перестает быть прозрачным. Шпет отмечает, что содержание выражения - это его 3. В отличие от него смысл - это определительная квалификация предмета, относящаяся к его содержанию, а энтелехия - это "внутренний смысл", характеризующий целевое назначение предмета (социальное измерение смысла). Шпет герменевтику понимает в коммуникативном ключе, как науку об общении и понимании, поэтому он сосредотачивается на учении о слове.

Теоретический интерес М. Бахтина также прикован к коммуникативному характеру языка, но его в нем занимает такая форма, как высказывание. Последнее он отличает от предложения: "Предложение - это относительно законченная мысль, непосредственно соотнесенная с другими мыслями того же говорящего в целом его высказывания". Контекст предложения - это контекст речи самого говорящего. Предложение, оказывающееся перед лицом внесловесного контекста речи и другими чужими высказываниями, за которым ожидается ответное понимание другого говорящего, превращается в высказывание. Предложению присуще 3. Уже в одной из своих ранних работ, где смысл высказывания терминологически определялся через "тему", он писал: "Под значением в отличие от темы мы понимаем все те моменты высказывания, которые повторимы и тождественны себе при всех повторениях. Тема высказывания, в сущности, неделима Значение высказывания, наоборот, распадается на ряд значений входящих в него языковых элементов". 3. знаков принадлежит к сфере языка как безличной и контекстно обращенной на себя системе средств коммуникации. Предложение, окруженное контекстом, т. е. только в целом высказывания, обретает полноту своего смысла. Ответить можно только на это целое высказывание, значащий элемент которого - данное предложение. Необходимым моментом высказывания является экспрессивный момент, т. е. субъективное эмоционально оценивающее отношение говорящего к предметно-смысловому содержанию своего высказывания.

С. А. Азаренко

Просмотров: 1186
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ЗДРАВОГО СМЫСЛА ФИЛОСОФИЯ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ (ПРЕДЛОЖЕНИЕ) КОНТРФАКТИЧЕСКОЕ
  • ВЫСКАЗЫВАНИЕ, АКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • ЗДРАВОГО СМЫСЛА, ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ
  • ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ
  • Значение и смысл
  • ИСЧИСЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (пропозициональное исчисление)
  • КОНТРАФАКТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • Констатирующие высказывания
  • ЛОГИКА СМЫСЛА
  • ОПИСАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • Оборвать, прервать говорящего
  • Онтологические высказывания
  • Перформативные высказывания
  • СМЫСЛ
  • СМЫСЛ БЫТИЯ
  • СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ
  • СМЫСЛ И ТЕЛО (тело смысла)
  • СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ
  • СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ
  • СМЫСЛ, ОЩУЩЕНИЕ СМЫСЛА
  • СРЕДНЯЯ ДЛИНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • Смысл
  • Средняя длина высказывания
  • Субъективное значение (смысл)
  • ТОЖДЕСТВЕННО - ИСТИННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Шотландская философия здравого смысла. Томас Рид
  • смысл



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь