Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
МОДУС(от лат. modus - мера, способ, образ, вид) - 1) в логике это понятие означает ту или иную разновидность умозаключений (например, модус силлогизма); 2) в философии - свойство вещи, которое в одних условиях проявляется, а в других не проявляется. "М." противоположен "атрибуту", неотъемлемому свойству вещи, присущему ей во всех ее состояниях. Декарт рассматривал физические тела как М. протяженной субстанции, а состояния сознания - как М. субстанции мышления. Спиноза трактовал протяжение и мышление как два атрибута единой субстанции, а тело и душу человека полагал за М.: тело - М. протяжения, а душа - М. мышления. Всякая вещь в качестве М. в ее определенности должна мыслиться как результат ограничения бесконечной субстанции; ограничение есть отрицание. Поэтому, согласно Спинозе, М. - единичные проявления единой субстанции; это есть непосредственно данное; это то, что находится в чем-то ином и постигается через это иное. Гегель определяет М. как "внешнееабсолютного" и собственное обнаружение абсолютного. Развертывание абсолютного, по Гегелю, начинается с его абсолютного тождества и переходит к атрибуту, а от атрибута к М.; именно в М. абсолютное обнаруживает само себя как свою отрицательность и достигает с нею тождества. "Модус есть вовне-себя-бытие абсолютного, утрата себя в изменчивости и случайности бытия, совершившийся переход абсолютного в противоположное без возвращения в себя - лишенное целокупности многообразие форм и определений содержания" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. М" 1971, с. 179). М., по Гегелю, есть "прозрачное внешнее", "показывание самого абсолютного". Хайдеггер выделял М. времени ("бытие-всегда-уже-в-мире", "забегание-вперед", "бытие-при"), М. бытия мира ("бытие-в-мире", "бытие-с-другими" и др.), М. экзистенции (забота, страх и др.). Д. В. Пивоваров Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|