ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

- синтетическая мыслительная конструкция, представляющая систематические характеристики индивидуальных, значимых в своей единичности связей объектов культуры. Понятие И. т. принадлежит М. Веберу. С помощью этого понятия Вебер попытался разрешить оппозицию номотетического и идиографического методов. Тогда как номотетический метод  представляет способ исследования объектов природы и предполагает подведение этих объектов под всеобщие законы, а идиографический метод  - способ исследования явлений культуры и ориентируется на индивидуальные, уникальные и конкретные события, задача заключалась в том, чтобы "номотетически" исследовать культурные явления. Т. е. выработать номологические понятия, которые между тем способны были бы индивидуализировать соответствующие культурные объекты. Такие номологические идеально-типические образования конструируются по принципу отнесения к ценности и культурной значимости.

Общим для И. т. и научных (родовых) понятий является то, что они образуются путем абстрагирования и усиления определенных существенных элементов действительности. Отличие заключается в том, что И. т. представляют собой логически предельно развитое понятие. Кроме того, И. т. содержат суждения о "типических" условиях, что говорит об их генетическом характере. Как только понятие развивается в генетической форме с указанием "типических" условий протекания того или иного процесса, оно приобретает характер идеально-типических конструкций. Генетический характер И. т. позволяет им отойти от эмпирической действительности, которую можно только сравнивать, соотносить с ними. Ни одно родовое понятие не носит типического характера, а только объединяет общие свойства эмпирических явлений, тогда как идеально-типические конструкции выражают систему связей, лежащих в основании специфического культурного значения того или иного объекта. "Цель идеально-типических понятий всегда состоит в том, чтобы полностью довести до сознания не родовые признаки, а своеобразие явлений культуры".

"Типическое" в данном контексте не означает законосообразного. И. т. развития того или иного культурною объекта также может быть сконструирован. Конструктивность идеально-типических понятий прежде всего говорит об их противопоставленности эмпирической действительности. Идеально-типическая конструкция не просто сравнивается с действительностью, но и противопоставляется ей. Сравнение в той или иной степени предполагает соответствие. Цель же противопоставления заключается в том, чтобы обнаружить абсолютное несоответствие и тем самым выявить своеобразие и историческое значение исследуемого объекта, не укладывающиеся в сконструированный образ, что позволит исследователю более отчетливо постичь характеристики объекта, не связанные с идеальным образом. Идеально-типическая. конструкция выполняет свою логическую задачу в том случае, если обнаруживает свое несоответствие действительности. Т. о., согласно Веберу, И. т. служат просто средством совершить преднамеренно значимое сведение исторического явления к его действительным причинам.

По своему содержанию И. т. конструкции утопичны, поскольку, с одной стороны, конструируются посредством мысленного доведения определенных элементов действительности до полного выражения и логического предела, а с другой - они нигде эмпирически не встречаются. И. т. - "это средство для вынесения правильного суждения о каузальном сведении элементов действительности". Они ничего не изображают, а представляют средства для этого выражения. Задача научного исследования заключается в том, чтобы выяснить степени удаленности или приближенности элементов действительности этому мыслительному образу. Т. о., сравнивая И. т. конструкцию с реальной действительностью можно было бы разрешить одновременно две задачи: во-первых, выяснить эмпирически фиксируемые причины расхождения реального события с И. т., во-вторых, указать потенциальные возможности протекания тех или иных явлений. На самом деле, И. т. можно было бы концептуализировать как предельные потенциальные возможности развития социальных и культурных объектов.

Вследствие того, что интерес к культурным объектам связан прежде всего с их "культурной значимостью" как результата отнесения к ценности, относительно любого культурного объекта можно было бы сформулировать бесконечное множество И. т. конструкций. И поскольку эти конструкции эмпирически неопровержимы и недоказуемы, все они могут претендовать на выражение "идеи" данного культурного объекта. Единственный критерий для оценки этих конструкций - это то, в какой степени они способствуют познанию культурных объектов "в их взаимосвязи, в их причинной обусловленности и значении". Т. о., конструирование И. т. - не самоцель, а средство логически непротиворечивого познания действительности.

Однако Вебер предупреждает о некоторых сложностях, связанных прежде всего со смешением теории и истории, выражающемся в форме веры в отображение "подлинного" содержания или "сущности" действительности, или в "гипостазировании идей" в качестве подлинной реальности или реальных сил, Действующих в культурной истории. Сложность обусловлена скорее сущестfiyioiiien зависимостью между идеальнотипическими конструкциями и "идеей" в смысле практической или теоретической направленности. "Идеальный тип определенного общественного состояния, сконструированный посредством абстрагирования ряда характерных социальных явлений эпохи, может... представляться современникам практическим идеалом, к которому надлежит стремиться, или во всяком случае - максимой, регулирующей определенные социальные связи". Отношение между идеей и элементами действительности, из которых абстрагируется соответствующий этой идее И. т., может принимать самые различные формы. Однако сами эти идеи можно постигнуть только с помощью И. т.

Идеально-типическим конструкциям присущ еще один усложняющий их образование и функционирование момент. Дело в том, что они очень часто претендуют на значимость не только в логическом, но и в практическом смысле. В этом контексте идеи - уже не просто логические вспомогательные средства, не понятия, с которыми сравнивается или соотносится эмпирическая действительность, а идеалы, ориентирующие на оценочные суждения. Поскольку идеальнотипические конструкции претендуют на практическую значимость, они вторгаются в сферу оценочных суждений. Единственным выходом из этой ситуации является, согласно Веберу, достаточно четкое разведение действительности, сравнимой или соотносимой с И. т. в логическом смысле, оценочного суждения о действительности, предопределенного существующими идеалами. "Идеальный тип" в нашем понимании... есть нечто, в отличие от оценивающего суждения, совершенно индифферентное и не имеет ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим совершенством".

Понятие идеально-типических конструкций сыграло эвристическую роль в теоретическом оформлении социальных наук, обнаружило возможности "объективного" познания в области социальных наук и социальной политики.

Т. X. Керимов

Просмотров: 1244
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • болезненное пристрастие к психоактивным средствам или алкоголю (аддикция наркотическая или алкогольная)
  • ДОГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ДОЭДИПОВА СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ФАЗА)
  • ЗАДАЧА НА ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП или ЧИСТЫЙ ТИП
  • КОЛЕБАНИЕ, ВЫНУЖДЕННОЕ (или ИНДУЦИРОВАННОЕ, или ОТВЕТНОЕ)
  • КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Лапоноидная (или субарктическая, или лопарская) раса (лапоноиды)
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • НАУЧЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕ-ИЛИ-НИЧЕГО
  • Негрилльская (или пигмейская, или центральноафриканская) раса
  • Обезьяны, или антропоиды, или высшие приматы
  • Опережающее отражение действительности
  • Памиро-ферганский тип балкано-кавказской расы или тип Среднеазиатского междуречья или ферганская раса
  • Понтийский тип индо-средиземноморской расы, или понтийская раса, черноморский или восточносредиземноморский тип
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • СЕНСОМОТОРНАЯ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • Суданский (или негро-гвинейский) тип негрской расы, или негро-гвинейская раса
  • Уход от реальности (от действительности)
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • Южноазиатская (или малайская, или вьетская) малая раса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь