ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА

- понятие феноменологии, обозначающее свойственное обычным людям в их реальной жизни "натуральное" отношение к миру. Все обычные люди в своей повседневной деятельности исходят из этой "наивной" установки. Е. у. означает, что для всех людей мир постоянно и всегда является само собой разумеющимся, общим для всех окружающим миром. Мир как само собой разумеющаяся данность, без всякого сомнения, наличен, более того, в ходе непосредственного и свободно расширяющегося опыта он является миром, доступным непосредственному схватыванию и наблюдению. Понятие Е. у. включает не только явления природы, не только вещи и живые существа, но также явления социально-исторического характера. Более того, не только естественнопрактическая жизнь людей, но и их естественнонаучное познание покоятся на непосредственной уверенности в само собой разумеющемся существовании окружающего мира, на возможности непосредственного наблюдения, схватывания и списывания хода естественных процессов Мир, открывающийся в Е. у., имеет однозначную объективную правомочность. Однако для Гуссерля специфика подлинно феноменологической постановки и решения проблем познания предполагает отказ от Е. у. Для Гуссерля анализ и описание Е. у. является лишь предварительным этапом для осуществления феноменологической редукции. Т. е. мы анализируем и описываем Е. у только лишь для того, чтобы далее отказаться от этого универсально-значимого для нефилософского мышления отношения к миру. Для философии само собой разумеющиеся характер, данность, наличность мира, наивные предпосылки повседневного опыта должны быть отвергнуты с самого начала. Трансцендентальная философия принимает как несомненный факт наличную данность мира. Однако "несомненный факт" - не что иное, как наше высказывание, обоснованное к тому же Е. у. (Э. Гуссерль). А поскольку "несомненный факт" существования мира - это наше высказывание, то следует признать зависимость его содержания не только от мира, но и от нашего познания. Преодоление Е. у. на пути к трансцендентальному пониманию сознания Гуссерль истолковывает как необходимый предварительный этап становления феноменологии. Специфически феноменологический метод анализа сознания Гуссерль называет феноменологической редукцией. Трактовка понятия Е. у. стимулировала две характерные тенденции - с одной стороны, в теоретической социологии, с другой, в экзистенциализме. Возникновение феноменологической социологии связывается с именем А. Шюца. В центре внимания А. Шюца - проблема естественного, обыденного, "повседневного" сознания, поскольку оно собственными силами ориентируется в социальном мире, "строит" его для себя, и раскрытие и описание механизмов, благодаря которым в индивидуальном сознании происходит осмысленное конструирование социальных связей общества. В то время как традиционная феноменология проблематизирует Е. у., Шюц именно Е. у. вводит в качестве основополагающего понятия, в результате чего социальная реальность  и ее структурированность редуцируются к повседневным представлениям индивидов и к многообразным отношениям взаимодействия между индивидами. Шюц рассматривает свою аналитическую процедуру как "конститутивную феноменологию естественной установки". Наличие других "я", таких же, как "я сам", предметов и множества других типических конструктов обыденной жизни в рамках Е. у. не нуждается в доказательстве. В результате, все высокообобщенные конструкты социальных наук оказываются интерпретациями типических конструктов обыденной жизни в рамках Е. у.

Т. X. Керимов

Просмотров: 555
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • БАБУШКИНО СОГЛАСИЕ, само-крещенцы
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля
  • ДОГОВОР С САМИМ СОБОЙ
  • Договор с самим собой
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • КАРТИНА МИРА
  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ
  • Миф О сотворении мира
  • Модель мира
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Недовольство собой
  • ОПИСАНИЕ, описательное высказывание, дескриптивное высказывание
  • Общение с собой (самообщение)
  • Овладение собой
  • ПЛОТЬ МИРА
  • Психология мира
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • САМО
  • САМО...
  • САМОСОЗНАНИЕ (само-со-знание)
  • Способность рационально управлять самим собой
  • ТЕОРИЯ ИНТУИЦИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Учение Гуссерля о мире. феноменологический идеализм, феноменологическая редукция
  • Эффект само-референтности
  • удовлетворенность собой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь