ЕДИНСТВО

(греч. monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность, каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно. Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия "притяжение" ("союз", "взимопомощь", "содружество", "любовь" и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых, соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характера, который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых, части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу".

Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг, разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть "вещь", а, скорее, есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее,  б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве).

Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и "тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит, Платон, философия брахманизма, эллинизма, неоплатонизма, христианское богословие, средневековая мистика, Н. Кузанский, Гегель, Бергсон, русские философы-антиномисты и диалектики.

Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость, но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира, Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом. Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность, в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис, что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого.

Д. В. Пивоваров

Просмотров: 954
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • Взаимное проникновение противоположностей
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
  • ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ЗАКОН
  • Единство и борьба противоположностей
  • Единство и борьба противоположностей
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалетической противоречивости)
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Переговоры на основе взаимного учета интересов
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. SYSTEMA - целое, состоящее из частей)
  • СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО, МИКРОТЕКСТ, ПЕРИОД)
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь