ДИАЛЕКТИКА

- научно-философский метод объяснения и описания наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого сознания. Первоначально под Д. понималось учение об искусстве вести беседу посредством вопросов и ответов, когда приходится усиливать или ослаблять посылки, изменять определения. Аристотель называет Зенона "создателем диалектики" - Д. как субъективного метода исследования проблем. Гераклит выдвинул в качестве первого конкретного понятия становление, "высокое и целостное понятие", как говорил Гегель, в котором существование и несуществование выступают как стороны, в равной степени абстрактные и пустые, ибо истинно существует только конкретное, то, что дано в сложной взаимосвязи, изменении. Непрерывный процесс движения лежит в основе сущего. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность. Своеобразную оппозицию Гераклиту представлял Парменид, который отрицал конкретное понятие становления и преувеличивал один из моментов его (бытие), не приемля другой момент (небытие). Зенон своими парадоксами поставил в отрицательной форме важные вопросы о диалектической природе движения и множественности вещей.

Наиболее ярко Д. представлена в платоновских диалогах (в особенности, -в диалогах "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Политик"); как объективная Д. она появляется в "Физике" и логических сочинениях Аристотеля; в противоположности атом - пустота у Демокрита, в учении об эманации неоплатоников (Плотин, Прокл, Ямвлих).

В своих диалогах Платон обосновывает диалектические выводы о том, что при всяком мыслительном определении, во всяком предложении, при всяком суждении необходимо мыслятся как тождество, так и различие. Сушее, поскольку причастно бытию, есть нечто иное по отношению к самому себе. Тождество и различие всегда и нерасторжимо взаимосвязаны: если человек желает мыслить нечто как то, что оно есть, он с необходимостью должен мыслить его как отличное от всего другого. Д. как метод познания, по мысли Платона, предполагает восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и нисхождение от самых общих понятий к понятиям менее абстрактным. Источником диалектического познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей. Непосредственным условием для воскрешения воспоминаний о мире идей выступает противоречие.

В схоластике Д. стали называть формальную логику, которая противопоставлялась риторике. В новое время,  несмотря на господство метафизики, идеи Д. развивались в мышлении таких философов, как Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме, Б. Спиноза, Руссо, Дидро и т. д. Важнейшим этапом в развитии Д. явля- ется немецкий классический идеализм. Кант развивает диалектические идеи в учении об "антиномиях". Понятие "антиномии" Кант использует для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения, так и отрицания. Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для противопоставления "ноуменального" и "феноменального" миров, стало толчком для разработки Д. в немецкой классической философии. Важные диалектические идеи содержит "антитетический" метод Фихте. Фихте в рамках исходного абсолютного "я" выделяет эмпирическое "я", которому противостоит эмпирическая природа - "не-я". Отсюда следует, что необходимое противоположение "я" и "не-я" в пределах абсолютного"я" представляет результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу "полагания", "противополагания" и "синтезирования", Фихте развивает систему категорий бытия и мышления. Метод, развиваемый Фихте, называется антитетическим, поскольку антитезис не выводится из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Шеллинг, используя идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия.

Первую в истории философии развернутую систему Д. создал Г. В. Ф. Гегель. Особенно полно его Д. изложена в его "Науке логики" (1812 - 1816). Уже в "Феноменологии духа" Гегель утверждает существование некоторого "рассудка вещей". Этому "рассудку вещей" соответствует рассудок, разъединяющий то, что едино в природе, абсолютизирующий относительность вещей, представляющий их как независимые и автономные сущности. Этому рассудку соответствует формальная логика,  рядополагающая формы мышления, ставящая их одну рядом с другой, не выводя их друг из друга, как это должна делать диалектическая логика.  Гегель раскрывает недостатки формальной логики в ее бессодержательности. Идеи перехода, процесса, определенной и творческой негативности придают гегелевской Д. большую силу. Ему принадлежит исключительная роль в признании наличия у логических форм содержания и того, что этим содержанием является реальность. Противоречие объявляется не только логическим, а онтологическим законом. По Гегелю, в основе всех явлений природы и общества лежит "абсолютная идея" . Более того, природа и общество представляют собой моменты в процессе развития идеи. Гегель рассматривает природу как "систему ступеней", каждая из которых необходимо вытекает из другой и является истиной той, из которой она проистекала. В этом процессе Aufhebung нет естественного явления порождения, а лишь порождение в лоне внутренней идеи. Гегель построил подвижную систему логических категорий. Он не просто поставил логические категории одну рядом с другой, а попытался вывести их одну из другой. Центрирующим принципом этого систематического логического процесса и его органического представления в науке логики является отрицание как определенный и творческий принцип. Этот принцип, по мысли Гегеля, единственно истинный, поскольку он не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо его движение опосредовано Д., которую он имеет в самом себе.

В марксизме были развиты многие мотивы гегелевской Д. В то же время указывался основной недостаток гегелевской Д.: идеализм. "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно" (К. Маркс и Ф. Энгельс). Маркс утверждал, что мышление есть отражение природы социальным человеком. Он не только показал истинную природу логических форм и категорий, но и осуществил в парадигматической форме Д. в "Капитале". Поэтому Ленин отмечает: "Если Маркс не оставил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала"". Именно в этой связи Ленин говорит о своей знаменитой теории единства логики, Д. и теории познания. Метод, теория познания  и диалектическая логика являются сторонами одного и того же единства - Д. Единство это проявляется в том, что цели, которые ставит перед собой диалектическая логика, средства их осуществления направлены на изучение познавательной деятельности человека, его диалектической природы, что является одной из основных задач и теории познания, и Д. В качестве законов Д. выступают как общие, так и специфические законы. К числу общих законов Д. принадлежат закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей,  закон отрицания отрицания.  Эти законы являются общими, поскольку действуют во всех сферах действительности. Специфическими законами Д. являются законы, присущие лишь какой-то отдельной сфере действительности и мышления, результаты которого фиксируются в языке и других знаковых системах. К числу специфических законов Д. относятся закономерности соотношения абсолютной и относительной истины, восхождения от абстрактного к конкретному, соотношения анализа и синтеза и др.

Центральную роль в Д. играет понятие о диалектическом противоречии. Последнее является источником изменения и развития объекта, источником его "самодвижения". В самом общем смысле диалектическое противоречие  можно определить как единство противоположных характеристик, принадлежащих объектам. Эти характеристики одновременно исключают и предполагают друг друга, находясь во взаимодействии, тем самым обеспечивают "самодвижение" объекта. Применение законов Д. опирается на ряд принципов: принцип отражения и творческой активности субъекта, принцип историзма, принцип конкретности истины, принцип определяющей роли практики и ряд других. В марксизме некоторые идеи Д. были догматизированы, что с неизбежностью вело к отрыву теории от практики.

Знакомство с современной философией выявляет наличие как диалектической культуры мышления, так и существование в ней достаточно жесткой оппозиции Д., и не только со стороны "плоской" формально-логической культуры мышления, но и не менее глубокой, чем диалектическая, метафизической культуры, наиболее ярко и заметно представленной в феноменологии, экзистенциализме, структурализме, в философии Хайдеггера, Гартмана, Адорно и др. Т. X. Керимов

Просмотров: 949
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Практика, как критерий истины
  • принцип единства явления и его сущности
  • Природа телевидения как искусства
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • Фрейм -«как если бы»
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь