ЛЕТТРИЗМ (LETTRISME - франц.)

- художественно-эстетич. течение, основанное в 1946 в Париже И. Изу в содружестве с Г. Помераном. Теор. органом нового движения стал журн. "Леттристская диктатура". На его страницах было сформулировано творч. кредо Л. - теор. и практич. систематика буквы (lettre) во всех сферах эстетики: буква - осн. элемент всех видов худож. творчества - визуального, звукового, пластич., архитектурного, жестуального. Л. - утопич. проект освобождения индивида путем распространения креативности на жизнедеятельность в целом, ее глобальную трансформацию, предполагающую отказ от разделения и специализации труда, преобразования экон., полит., мед., литературно-худ ож. порядка.

В 1947 Изу публикует первый манифест Л. "За новую поэзию, за новую музыку", содержащий более 300 с. и оцененный современниками как крупнейшее культурное событие со времен футуризма, дадаизма и сюрреализма. В нем выдвигаются идеи превращения поэзии в музыку, целостное искусство, способное осуществить древнюю поэтич. мечту - дойти до людей поверх границ и нац. различий. Поэзия Л. мыслится как первый истинный интернационал. Ссылаясь на платоновскую концепцию вдохновения и творчества, его диалог "Ион", Изу призывает вернуть творчеству стихийную силу первоистоков. Концептуальные идеи Л. во многом перекликаются с эстетикой интуитивизма.

В движении Л. приняли участие более ста деятелей культуры. Наиболее заметные из них - Ж.-Л. Бро, Ж. Вольман, Ф. Дюфренн, Л. Леметр. Начиная с 1946 и по наши дни леттристы проводят выставки, дебаты, культурные акции, выпускают журналы ("Ур", "Ион") и другие печатные издания.

Л. оказал существ, влияние на совр., в частности, постмодернистское искусство. Обращение к мелодии, а не смыслу фразы; игра сочетаниями букв; возвращение буквы к первобытному звукоподражанию, крику, предшествующему слову; превращение пред-слова, пред-знака, иероглифич. письма в основу нового искусства метаграфики предвосхитили нек-рые идеи Ж. Делёза и Ф. Гаттари о худож. географике. Высказанная И. Изу в работе "Эстетика кино" гипотеза о грядущей смерти кино, его превращении в перманентный хэппенинг, чистый жест, а кинодиспута - в произведение искусства была реализована ситуационизмом.

Лит.: Lettrisme et hypergraphie. P., 1971; Isou I. De 1&impressionnisme au lettrisme: 1&evolution des moyens de realisation de la peinture moderne. P., 1974; Curtay J.-P. La Poesie lettriste. P., 1974; Sabatier R. Le Lettrisme. Les creations et les createurs. Nice, 1989; Lettaillieur F. Encyclopedic du lettrisme. 5 vol. P., 1989; Groupes, mouvements, tendances de 1&art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Я. Б. Маньковская

Просмотров: 957
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.




Другие новости по теме:

  • 1989 г.
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • ГАЛКИН Илья Саввич (1989-1990)
  • Главные установки и идеи постмодернизма (проект постмодерна)
  • ДОБРОСЛАВИН Алексей Петрович (1842-1989)
  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • ЛЕЙНГ (LAING) Рональд (1927-1989)
  • ЛОМОВ Борис Фёдорович (1927-1989)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • ОБСЕССИВНЫЕ (НАВЯЗЧИВЫЕ) ИДЕИ (МКБ 300.3; 312.3)
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • ПУРИШЕВ Борис Иванович (1903-1989)
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • САХАРОВ Андрей Дмитриевич (1921-1989)
  • СЕМБАЕВ Абдыхамит Ибнеевич (1904-1989)
  • СТОЛЕТОВ Всеволод Николаевич (1906-1989)
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь