ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

— понятия и положения, к-рые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К В. и. относили аксиомы математики "и логики, исходные философские принципы. Родоначальником учения о В. и. был Платон. По мнению одних философов, В. и. даны от бога (Декарт); др. считали их склонностями или задатками ума, развитию к-рых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях интеллектуальной интуиции (Непосредственное знание) признавалось, что нек-рые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте усмотрения истин. Несмотря на различие указанных теорий, в них признается существование такого содержания знания, к-рое не зависит от опыта и предшествует ему. Кант отверг врожденность подобного знания и, тем не менее, не преодолел концепции В. и., создав учение об априорных формах чувственности и рассудка, с помощью к-рых упорядочивается содержание нашего опыта. Теории В. и. имели своей гносеологической основой неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, о соотношении непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта.

Просмотров: 1022
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • Аргумент из опыта
  • ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА КАНАЛЫ МАССОВОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
  • Каналы массовой трансляции культурного опыта
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • Н.Лосский: Основные принципы и идеи философского учения
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
  • ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
  • Основные (исходные) положения
  • Основные положения
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Поле опыта
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СТАТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Цикл опыта
  • ЧИСТЫЕ ПОНЯТИЯ РАССУДКА
  • Чувство положения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь