ОГАРЕВ Николаи Платонович (1813—77)

—рус. философ-материалист, революционный демократ, поэт, теоретик утопического социализма, ближайший идейный соратник Герцена. Идейные убеждения юного О. формировались под воздействием Ф. Шиллера, Руссо и восстания декабристов. Эти три влияния обусловили, по его признанию, зародыш “будущего реализма”. Первые философские публикации О. (переводы Шлегеля, Кузена, Шеллинга) относятся к студенческим годам. Во время обучения в Московском ун-те вместе с Герценом создал кружок политического направления, увлекался сенсимонизмом, в т. ч. идеей “новой религии”. После ареста (1834)—тюремное заключение и ссылка (1835—39). В этот период О. усиленно изучает философию, особенно Гегеля, конструирует идеалистическую систему, в центре к-рой — “примирение противоположностей” материализма и спиритуализма. Через преодоление идеалистического пантеизма, критику Гегеля и Шеллинга, под влиянием передовой рус. мысли, особенно Герцена (ставшего материалистом раньше О.), в результате знакомства с трудами Фейербаха совершается переход его к материализму и атеизму (1839—46). О. приходит к выводу о первостепенном значении естествознания, “науки живого мира” для выработки правильного мировоззрения. В 1846—56 формируется его атеистическая концепция, включающая анализ социальных корней религии, основанной на “рабском страхе”, критику реакционной социальной роли церкви, указание на несовместимость науки и религии. С 1856 — в эмиграции, совместно с Герценом занимается революционно-издательской деятельностью (“Полярная звезда”, “Колокол” и др. издания), разработкой теории общинного социализма. Активный член революционной организации “Земля и воля”. Одним из первых в России обратился к критике и материалистическому истолкованию позитивизма, использовал для обоснования материального единства мира математический метод. В философии истории О. содержится материалистическая тенденция — признание важной роли экономического фактора в историческом процессе. Экономические отношения, отмечал он, влияют на весь строй жизни человека, на искусство, религию, философию. О. разрабатывал материалистическую эстетику, преодолев сильное влияние романтизма, приверженцем к-рого был в молодости; подчеркивал познавательное значение искусства, определяя его как “воспроизведение действительности в подражании”. Прах О. в 1966 был перенесен из Англии на родину. Соч.: “Русские вопросы” (1856—58), “Расчистка некоторых вопросов” (1862—64), “Частные письма об общем вопросе” (1866—67) и др.

Просмотров: 573
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Английские письма»
  • «основания новой науки об общей природе НАЦИЙ»
  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • »КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ»
  • »ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ»
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО РЕЛИГИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКРЫТЫХ ОБЩЕСТ-ВАК
  • Ильин:Исследование и интерпретация философии Гегеля
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
  • Нормативное понятие социальной роли
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • Периоды жизни Гегеля. Тюбинген (1788-1793). Берн (1793-1796)
  • Периоды жизни Гегеля. Франкфурт-на-Майне (1797-1800)
  • СИМВОЛ В РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА ЭСТЕТИКА
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЧАСТНЫЕ НАУКИ
  • Частные науки
  • ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь