|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
НЕОТОМИЗМ— официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне является международным центром Н., распространенного в странах католического вероисповедания (Франция, Италия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н.— Маритен (Франция), И. де Фриз, И. Лотц (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия), И. Бохеньский и др. Основу неотомистского учения составляет принцип: “Философия — служанка богословия”. Н.— теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают “чистое бытие”, понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказательства религиозных догм они широко используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истолкование естественнонаучных теорий. В целом философия Н. представляет собой теологически ориентированную метафизику. По своей проблематике и терминологии последняя заметно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соединены осн. элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора (1962—65), наметилась новая ориентация Н. на приобщение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и др. течений идеализма. С т. зр. Н., исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. Социальная философия Н. осуждает секуляризацию социального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии об-ва. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|