КАТЕГОРИИ

(греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы,  об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема К. выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о нек-ром сущем с самим этим сущим. С его т. зр., в высказываниях связываются понятия (“роды” и “виды”), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Аристотель высоко оценивал познавательное значение К. Однако активность человека в процессе познания, благодаря к-рой общие понятия (“роды” и “виды”) соотносятся с единичными предметами, он рассматривал как чисто духовную. В новое время  учение о К. развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта К.— это всеобщие формы, в к-рых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до-опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как “прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его” (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И. Т. 29. С. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение. В совр. западной философии, особенно в неопозитивизме. К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и “удобные” формы организации человеческого опыта, “вместилища” данных опыта, определенные языковые образования. В нек-рых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм и т. д.) К. относят к чисто духовным трансцендентным сущностям. С т. зр. марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Осн. К. диалектического материализма — материя и движение, время и пространство,  качество и количество,  мера, единичное, особенное и всеобщее,  противоречие, сущность и явление,  содержание и форма,  необходимость и случайность,  возможность и действительность  и др. В своей необходимой взаимосвязи К., образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в к-рых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Осн. принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. К. марксистской философии, как и любой др. науки, не составляют замкнутой, неизменной системы. В связи с развитием деятельности человека, в процессе к-рой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. обогащается. Выражая существенные связи развивающейся действительности, законы движения природы, об-ва и мышления, они должны быть такими же подвижными, гибкими, как и отражаемые ими явления.

Просмотров: 1099
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • Заработной платы формы и системы
  • И. Кант: Чувственность и ее всеобщие формы — пространство и время
  • ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • Мышления формы
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Общие понятия о чувственном процессе
  • ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Телосложениеобщая характеристика формы и пропорция тела человека.
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
  • ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ животных
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • Формы библиотерапевтической деятельности
  • Формы бытия
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы научного познания
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • Формы организации обучения
  • Формы организации труда
  • принцип единства содержания и формы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь