ЦИВИЛИЗАЦИЯ

(лат. civilis— гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В истории философской и общественной мысли понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно-исторического процесса. Фр. просветители называли цивилизованным об-во, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями Ц. и культуры. В концепциях Н. Я. Данилевского, Шпенглера понятие Ц. противопоставляется понятию культуры. Шпенглер, напр., различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность Ц. как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим Ц. рассматривается им как показатель упадка и гибели об-ва. Для Тойнби характерно определение Ц. как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной Ц. от др. В совр. зап. социологии (Л. Уайт и др.) Ц. рассматривается с т. зр. внутренней организованности, обусловленности об-ва тремя осн. компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты. В марксизме становление Ц. в историческом аспекте связывается с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением разделения труда, появлением законов, выражающих существо классовых отношений. Энгельсу принадлежат слова о том, что Ц; является “той ступенью общественного развития, на которой разделение труда,  вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе” (Т. 21. С. 173— 174). Раскрытие антагонистического характера досоциалистических типов Ц. связано с классовым подходом к анализу общественно-экономических формаций как закономерных ступеней движения мировой истории. Понятием Ц. охватываются природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности об-ва, его роль в решении глобальных проблем современности, общественном прогрессе человечества. В настоящее время  формируются подходы, согласно к-рым Ц. представляется как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Такие представления основываются на идее единства, целостности совр. мира, приоритете общечеловеческих ценностей.

Просмотров: 836
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  •  Подчинения отношения (между понятиями)
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ, ВРЕМЯ (МРВ)
  • ПАРИЖ (в аспекте экологии культуры)
  • ПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • СВЯЗИ МЕЖДУ АНАЛИЗАТОРАМИ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • Целостность педагогического процесса
  • Шпенглер: морфология культуры. Символ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь