АБСТРАКЦИЯ

(от лат термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к -л свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов (“металл”, “атом”, “натуральное число”). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рым они в действительности неразрывно связаны (“красота”, “нравственность”, -“стоимость”, “полезность”). В процессе А. приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно “пересчитать” весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. “сосчитанной”, “завершенной”) бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами А. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в “чистом” виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А для познания Ленин писал: “Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное...— от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее” (Т. 29. С. 152). Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А -и его результатов дает диалектический материализм.  Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А.— понятий, идей — в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (Абстрактное и конкретное).

Просмотров: 1137
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Абстрактное представление (абстракция, абстрагирование)
  • АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ
  • АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Обратного отношения между объемом и содержанием понятий закон
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Отвлечение (абстракция)
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • Практика, как критерий истины
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Техника «это еще не все»
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь