|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
ПОТОП— уничтожение водой всего живого на земле за грехи людей. Потоп связан с символизмом воды, являющейся амбивалентным символом — знаком потенциального и актуализированного бытия. С водой связана тема рождения и смерти, сотворения мира, с одной стороны, и водного апокалипсиса — с другой. С водой также нерасторжима тема возрождения или второго рождения: воды как резервуар творения предшествуют ему, а как орудие гнева поглощают искаженное, разрушившее свою связь с божественными принципами творение. Сведения о Всемирном потопе сохранились для нас в преданиях Вавилона, Палестины, Сирии, Фригии, Греции, Южной Азии, Индии и Уэльса. Известны три основные версии: вавилонская, греческая и библейская. Первая относится ко времени царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). В Сиппуре была найдена табличка с текстом о потопе, датированная 1966 до н. э., а таблицы из необожженной глины с аналогичными записями на шумерском языке, найденные в Ниппуре, датируются 2100 до н. э., т. е. временем царя Хаммурапи. Потоп всегда вызывается верховным божеством: Кронусом и Энлилем в вавилонских версиях, Элохимом — в еврейской, Зевсом — в греческой. Имена спасшихся праведников таковы: десятый вавилонский царь Ксисутрус, царь и жрец Утнапишти (в другом варианте Атрахазис), шумерский царь и жрец бога мудрости Зиудзудду, библейский Ной. Включенная в «Поэму о Гильгамеше» легенда о потопе повествует о том, что бог мудрости Эа предупредил Утнапишти о потопе и приказал построить корабль из своего дома и взять с собой всяких семян жизни. Гроза свирепствовала шесть дней и ночей, а по прошествии двенадцати дней показался остров. Вавилонское сказание о Великом потопе дошло до нас в изложении вавилонского историка Бероса (III в. до н. э.), рассказавшего о том, что бог Кронус предупредил праведного царя Ксисутроса о потопе и велел ему построить корабль и, взяв с собой по паре домашних зверей и птиц, отплыть с родственниками и друзьями. Весть о потопе передается тайно или во сне самим верховным богом или богом мудрости Эа (в вавилонской версии), Энки (в шумерской), божественной рыбой (в индийском варианте). Вавилонские праведные цари и жрецы после потопа получили бессмертие, а Зиудзудду — даже статус бога. Прародителями нового послепотопного человечества стали библейский Ной в лице трех его сыновей (Сима, Хама и Иафета) и греческие Девкалион и Пирра, взрастившие новую породу людей из брошенных в землю камней. Хотя египетские источники не сохранили сведений о потопе — единственное косвенное свидетельство этого содержится в «Династиях» Мането, — египетские жрецы отвечали грекам, что Египет был убережен от водного катаклизма, пройдя через другие испытания. В древнеиндийской легенде о потопе, вошедшей в «Ригведе» и получившей в переводе Макса Мюллера название «Спуск Ману с Горы Севера», рассказывается, как священная рыба, которую спас и вырастил Ману Вайвасата, предупредила его о грядущем потопе. Ману также спасся на построенном корабле с помощью рыбы, за которую зацепил канат своего судна. Так как Ману остался один на земле, то боги создали для него женщину из его жертвоприношений: масла, кислого молока, сыворотки и творога. Другая индийская легенда о потопе, содержавшаяся в Бхагавата-Пуране, повествует о Вишну, предупредившем царя рыбаков Сатиравату о том, что через семь дней будут затоплены три мира. Эта легенда сходна с халдейской легендой о Ксасисатре и библейской историей о предупреждении Богом Ноя. В священных книгах Ирана иранский прародитель человечества Йима был также предупрежден Ахура Маздой о грядущем потопе. У греков были две основные легенды о водной катастрофе, уничтожившей человечество. Одна из них связана с именем мифического царя Беотии и основателя Фив Огигеса (Огигуса, или Огига), чье имя происходит от санскритского слова «ангхи», обозначающего «потоп». По словам церковного историка Евсевия, этот потоп случился после Ноева и за 250 лет до Девкалионова потопа. Вторая легенда — о Девкалионе и Пирре — рассказывает о том, как Зевс, разгневанный преступлениями людей бронзового века, решил уничтожить их. Прометей посоветовал своему сыну Девкалиону и его жене Пирре сколотить деревянный ящик, в котором они спасутся от потопа. Ящик носило по волнам девять дней и ночей, пока не прибило к горе Парнас. Согласно другой греческой легенде, распространенной в Мегаре, журавли предупредили о потопе сына Зевса и нимфы Сизниды, спасшегося на горе Гераниен. В Фессалии Керамбос спасся от потопа, взмыв на крыльях, которые ему дали нимфы. Царь Аркадии Дардан бежал от потопа в Самофракию на надутом кожаном мешке, где стал основателем Трои. История о библейском потопе содержит все основные параметры других историй о потопе: предупреждение богом праведника, ливень, ковчег, приставший к горе, ворон и голубь как вестники окончания потопа. По одной версии, потоп длился 61 день, а по другой — целый год. Библия повествует, что в последнюю неделю перед потопом солнце всходило на западе, а садилось на востоке, но люди только издевались над Ноем, строившим ковчег. У бардов Уэльса сохранилось предание о потопе, уничтожившем всех, кроме Двейфара и Двейфах, которые спаслись на судне и дали начало новому поколению людей, населивших Британию. В скандинавской «Эдде» три сына Бора — Один, Вили и Be — победили отца ледяного гиганта Хримтурса Имира и создали мир из его тела. Кровь из ран гиганта затопила весь мир — погибла вся раса гигантов, кроме Бергельмира и его жены, спасшихся на лодке. Воды Смерти известны в мифах древнего Востока, Азии и Океании. Но воды смерти — потоп — стали в Библии водами жизни для Ноя. Евангельская тема крещения водой может быть воспринята как повторение потопа, как уничтожение ветхого, греховного человека. Крещение водой означает победу над грехом, символическую смерть и Воскресение. Юстиниан трактовал потоп как метафору посвящения и духовной битвы. У. Блейк понимал Ноев потоп — символ величайшей катастрофы — как форму наказания телесного человека, человека трех измерений, странствующего в море пространства и времени. Считая, подобно апостолу Павлу, что физическое тело не может унаследовать Царство Божие, Блейк уподоблял судьбу праведника Ноя духовной жизни, ковчег — лунному полумесяцу, ассоциирующемуся с воображением, радугу — духовному телу, в котором человек должен возродиться, чтобы стать бессмертным. Ной и его сыновья Сим и Иафет представляют, по Блейку, поэзию, живопись и музыку — три силы, «соединяющие человека с раем». Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|