|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
ОСЕЛ— символ кротости, смирения, терпения, а иногда бедности. Его часто изображали для того, чтобы подчеркнуть контраст с богатством. Библейское предание гласит, что прибытие израильтян в Иорданскую долину напугало царя моавитян Валака, который послал за Валаамом, чтоб тот явился проклясть их. Но ангел, не видимый Валааму, преградил путь, чтобы заставить ослицу, на которой тот ехал, повернуть обратно. Ослица, заговорившая человеческим голосом, открыла глаза Валааму, узревшему стоящего перед ним ангела с обнаженным мечом. В христианских сказаниях осел увозит Марию в Вифлеем, он присутствует при Рождестве Христа и при последующем бегстве святого семейства в Египет. Христос избрал белую ослицу для своего триумфального въезда в Иерусалим, и в память о такой чести на ее спине остался черный крест. До недавнего времени шерсть с этого креста считалась обладающей целительной силой. Полагали, что если ее носить в мешочке на шее, то это предохранит от зубной боли и от коклюша. Что касается аллегорических фигур, то осел является атрибутом Глупости и — вместе с мельничным жерновом — послушания. Осел, кроме того, символизирует глупость и упрямство. Отсюда произошло выражение «как осел». Репутация осла, как животного глупого уходит корнями в фольклор Западной Европы. Колпак шута непременно снабжен ослиными ушами. На осле едет толстый пьяный Силен из свиты Бахуса, как и крестьянин Санчо Панса — оруженосец Дон Кихота. Первые просветители изображали аллегорию Глупости с ослиными ушами, а папу римского с ослиной головой. В средневековой Европе неверные жены, проститутки, преступники и даже банкроты подвергались унижению и позору тем, что их возили верхом на осле. В энциклопедическом зороастрийском труде IX в. «Бундахиш» есть рассказ о гигантском трехногом осле, который стоит среди океана: «число его копыт — три, и число его глаз — шесть, и число его пастей — девять, и число его ушей — два, и число его рогов — один. Шерсть у него белая, пища его духовная, и весь он праведный». Два из его шести глаз находятся на обычном месте, два на макушке и два на лбу. Силою взгляда своих глаз этот гигант побеждает и уничтожает. Из девяти его пастей три находятся на морде, три на лбу и три на чреслах. Рог его на вид золотой и внутри полый, и от него отходит тысяча отростков. Этим рогом он победит и рассеет все козни злодеев. Помет трехногого осла — амбра. В мифологии маздеизма — религии древних персов — это благодетельное животное — один из помощников Ахурамазды, владыки Жизни, Света и Истины. Бытовало мнение, что поездка верхом на осле, особенно задом наперед, излечивает многие болезни. В прежние времена лечили лихорадку и коклюш, пропуская больного под брюхом осла или пронося над спиной животного три или девять раз. В горных районах Шотландии сохранился интересный заговор от укуса скорпиона: первому встреченному на дороге ослу надо было прошептать на ухо: «Меня ужалил скорпион», — чтобы передать животному весь вред. В Девоншире есть хорошая примета — ступить ногой на то место, где валялся осел. Чрезвычайно счастливым знаком является также увидеть мертвого осла. В США осел является символом демократической партии. Седьмой президент Эндрю Джексон (1829–1837) впервые использовал этот символ как политический в 1828, после того как оппоненты переиначили его фамилию в jackass (осел, болван) во время избирательной кампании. Дело в том, что среди религиозных поселенцев бытовало библейское представление об ослах как о беззаветно преданных и трудолюбивых животных. Поэтому лидеры партии Мартин ван Бурен и Джексон всячески подчеркивали, что осел символизирует существо, предостерегающее людей от таких пороков, как алчность, коррупция и т. п. Хотя этот символ официально не был никогда утвержден, с 1880-х он обрел большую популярность, благодаря рисункам Томаса Наста. Источ.: Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Хоул К. Указ. соч.; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|