ОБУВЬ

— знак классовой принадлежности и стиля жизни. Обувь на две ноги придумали древние греки, но только в XVI в. стали шить обувь для правой и левой ноги, а в России еще позже — в XIX в. Древние римляне щеголяли в обуви с загнутыми носами, что служило знаком свободы нравов. Носившиеся в эпоху раннего христианства сандалии с открытым верхом соответствовали консервативным взглядам в области взаимоотношения полов. Башмаки с длинными носами ввел в моду граф Анжуйский: считалось, что, чем длиннее носок, тем знатнее человек. Так, у крупных феодалов длина носка обуви достигала 60 см. Форма обуви резко изменилась в XV в.: появились широкие носы, которые назывались «медвежьей лапой» или «бычьей мордой». Невысокого роста Людовик XIV ввел в моду высокие красные каблуки, символизировавшие грубую мужскую силу и призванные подчеркнуть сексуальную привлекательность. Существует предание, что Ева соблазнила Адама, став на высокие подпорки, т. е. на «первокаблуки», которые были высоки и по-змеиному тонки. С тех пор обувь стала символом чувственности, поэтому в Средние века инквизиция за обувь на высоких каблуках отправляла женщин на костер. Но уже венецианки эпохи Возрождения стали носить высокие деревянные цоколи, на которых могли передвигаться только с чужой помощью. Русские боярыни-модницы также возвышались на каблуках, едва касаясь пальцами земли. «Лицо некрасивое, зато каблуки серебряные» — так характеризовалась женская эротическая привлекательность. Ходжа Насреддин на вопрос дервиша о происхождении женской обуви ответил, что «каблук — это зебб, фаллос мужа, а змеиный узкий носик — это пещерка, элькес жены». На Руси существовало эротическое гадание: девушки надевали чулок на правую ногу и, ложась спать, приговаривали: «Суженый, ряженый, приходи меня сегодня разувать». Считалось, кто приснится, тот и будет мужем. Еще кидали башмачок за ворота. При этом суженого ожидали с той стороны, в какую упадет обувь. Во многих культурах обувь символизировала власть и авторитет. Так, крылатые сандалии Гермеса, сделанные из золота, были символом магической силы, свидетельствуя о совершенстве золотого века. При помощи таких крылатых сандалий путешествовал по воздуху Персей. Прозвище Гая Цезаря — Калигула — происходит от солдатских башмаков, которые он носил в детстве, когда жил в лагерях среди солдат. Известно, что башмак исполнял даже функцию почтового ящика и был знаком почты. В эпоху Великих географических открытий, когда португальские мореходы по пути в Индию огибали мыс Доброй Надежды, они оставляли почту в большом каменном башмаке, сохранившемся до нашего времени. У каждого народа имеется своя обувь. Например, североамериканские индейцы носили кожаные мокасины, чтобы бесшумно подкрадываться к дичи. Чукчи на Русском Севере носят онучи из оленьей кожи, в которых удобно охотиться. Русские крестьяне предпочитали обувь из лыка — лапти, а поговорка «лаптем щи хлебать» демонстрирует связь ходьбы и еды. Бубучи — на Востоке туфли без каблука и задника — являются знаком присутствия в доме мужчины-хозяина. В ряде случаев обувь связывали с жизненной силой или душой владельца. Например, когда находили убитого, с него снимали сапоги, чтобы он не мог ходить после смерти. У древних греков подошва означала «носитель», или «субстанция», и многое могла рассказать о мыслях носившего обувь. По тому, как изнашивалась обувь, судили о характере и будущем человека. «Побывать в чужих башмаках» для англичан — это идиома, имеющая глубокие корни в магии и означающая «оказаться в том же положении, что и хозяин обуви». Суевериям, связанным с обувью, нет числа. Например, плохой приметой является класть новые башмаки на стол, так как это может привести к ссоре или даже к смерти. Хотя если так поступит женщина, то в семье в этом году родится ребенок. Нехорошей приметой считается случайно сунуть правую ногу в левый ботинок или начать обуваться с левой ноги. В Средние века считалось, что запах горящей обуви отгоняет змей и бесов, а во время эпидемий чумы он считался противоинфекционным средством. У древних иудеев вдова должна была снять в присутствии старейших обувь с брата покойного мужа, если он отказывался на ней жениться. В Уэльсе родственники невесты из окон выбрасывали все старые башмаки. А обычай бросать вслед молодоженам старую обувь или привязывать ее к бамперу сохранился и поныне. В Англии существует поверье, что если при первом выходе актера его башмаки скрипят, то его хорошо примет публика. Обувь может быть и политическим символом. Знаменитый жест Никиты Сергеевича Хрущева, стучавшего ботинком по трибуне ООН, стал знаком Карибского кризиса и агрессии. Источ.: Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Просмотров: 643
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «РУССКАЯ ИДЕЯ. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века»
  • АМПУТАЦИЯ НОГИ С ОБШИРНОЙ РЕЗЕКЦИЕЙ ТАЗОВОГО ПОЯСА
  • ВЕНА НОГИ ПОДКОЖНАЯ
  • ВЕРА И РАЗУМ (В СРЕДНИЕ ВЕКА)
  • ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Взгляды экзистенциалистов: Человек в эпоху социального кризиса
  • Высокие духовные помыслы
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • ЗАВОРОТ ВЕКА
  • КОНФЛИКТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ В РОССИИ 90-Х ГГ. ХХ ВЕКА
  • КУЛЬТУРА 20 века
  • НОГИ СОГНУТЫЕ
  • Новые русские
  • ПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  • ПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • РАСШИРЕНИЕ ПОДКОЖНОЙ ВЕНЫ НОГИ ВАРИКОЗНОЕ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СРЕДНИЕ ВЕКА
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание)
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (педагогические аспекты)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия в средние века
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Тест падения ноги
  • Феномен «ноги в дверях»
  • Фрейм -«как если бы»
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь