|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
ИМЯ— символ личности. Идея символизма имени связана с египетской идеей власти слова. Согласно воззрениям древних египтян, считавших имя отражением души, все элементы имени имели символическое значение, а само имя отождествлялось с характером и судьбой человека. Древнееврейские маги утверждали, что имя каждого человека является частью его сущности, т. е. достаточно раскрыть имя, чтобы поработить его носителя. Впрочем, подобные взгляды были характерны и для большинства традиционных цивилизаций, где имя человека считалось частью его личности. В ходе обряда инициации посвящаемый менял имя на каждой стадии церемонии, а настоящее имя всегда держали в тайне. В Китае официальное символическое имя ребенок получает лишь в десятилетнем возрасте, так как изменение имени означает психическую трансформацию. Можно говорить об аутентичности символизма имен. Имя предстает как слово о человеке как живом существе или вещи. Имя выражает духовный тип человека, является образным воплощением его духа. Человек облекается в имя, как он облекается в плоть. Имя «Иисус» архангел Михаил принес как благую весть. Согласно Апокалипсису, имена человеческие записаны в книге жизни на Небесах. «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах», — гласит Евангелие от Матфея. Платон считал, что, называя вещи по имени, мы узнаем их идею. С. Н. Булгаков в развитие этого отмечал, что «как предмет умозрения, имя есть идея; как сила оно есть энтелехия». Он видел в имени не только одно из выражений антропософской сущности человека, но и связывал учение о гармонии имен с учением о гармонии сфер, основой которого является «божественная София и софийный универсальный человек Адам Кадмон». Согласно христианским воззрениям, в наименовании вещи развертывается сила логоса. По Библии, имена Адама («и нарече ему имя Адам»), Авраама, Исаака и Иакова были даны непосредственно Богом или через ангела Божия. Первозданный Адам содержал в себе имена всего сотворенного мира, включая имя своей жены Евы и детей своих (Быт. 2, 23). А через наименование вещей человек получил от Бога власть над миром. Библия повествует о том, что Бог привел к Адаму всех животных, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всяку душу живую, так и было имя ей». С. Н. Булгаков в тайне именования видел творческое: «Да будет!» Именование у него выступает актом рождения — соединения имени-идеи с материей, запечатления идеи материей, а имя — это энергия, сила и семя жизни. Во всех религиях важнейшую роль играли имена Бога. Так, халдеи приписывали божественному имени Схем столь необычные свойства, что и поклонялись ему особо. Древние иудейские ученые, создавшие науку об именах, самое тайное имя (тетраграмму YHVH), выражавшее Божественную сущность, связывали с 12 коленами Израилевыми, 12 месяцами года и 12 знаками Зодиака. Талмудисты верили в абсолютное могущество тайного имени Бога, поэтому имя Яхве, которое разрешалось произносить в храме лишь в особых случаях, они заменяли синонимами Вечный, Святой и другими, а также тетраграммами, означающими Адонай, Эхве или просто Ха-Ше (имя). Были и другие имена Бога, наделенные особой силой. Например, имя, образованное из трех первых сефирот (цифр), которое проповедники произносили вполголоса, благословляя людей. Или имя из 42 букв, содержащее в себе 10 сефирот, которое сообщали только посвященным. То же самое обнаруживается у мусульман: имя Аллаха на письме означает символ всеобщности бытия, так как сочетает в себе как принцип сущности (точку), так и принцип субстанции (окружность). Именно в их сочетании реализуется союз взаимодополняющих сил. В русских православных монастырях Афона в 1910–1912 возникло сектантское течение имяславцев, которые утверждали, что человек из-за своей греховности может славить в молитвах не самого Бога, а лишь его имя. Тоталитарная идеология не могла не затронуть и сферу ноуменальную, в особенности такую ее важную часть, как теория имени и его влияния на человека. С позиций коммунистической идеологии личное имя становилось простым идентификатором, зато имя общественное требовало постоянного самопожертвования для поддержания его чистоты. Наглядный тому пример — плакаты типа: «Если тебе — комсомолец имя, имя крепи делами своими». Источ.: Атеистический словарь. М., 1986; Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|