Типы цивилизаций

- основные виды и формы развития цивилизации. Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии. При этом можно выделить два подхода в интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический и историко-стадиальный. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько существует их в настоящее время. Н. Данилевский выделял II (в хронологическом порядке) цивилизаций, или культурно-исторических типов: египетскую, асси-рийско-вавилоно-финикийскуго, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпеиглер рассматривал 8 культурно-исторических миров: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский (аполлоновский), майя и западноевропейский (фаустовский). У А. Тойнби в предварительной классификации насчитывается 21 общество одного вида, которые, как пишет историк, «принято называть цивилизациями»: египетское, анд-ское, китайское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, индское, хетское, эллинское, православное христианское (в России), дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное), дальневосточное (основное), иранское, арабское, индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское. В более обобщающей классификации Тойнби выделил, кроме «западного мира», «православно-христианское, или византийское общество », расположенное в Юго-Восточной Европе и России; «исламское общество», сосредоточенное в аридной зоне (область сухих степей, пустынь и полупустынь), проходя- щей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены; «индуистекое общество» в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; «дальневосточное общество» в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном. Эта классификация цивилизаций была положена в основу концепции Л. Васильева, который выделил 5 современных цивилизаций: «западноевропейскую», «российскую», «исламскую», «индо-буддийскую» и «конфуцианскую» . X. Уайт, используя тропологический подход, выделил 4 цивилизацнонно-историче-ских типа культуры: иронический (Западная Европа), метафорический (Ближний Восток), сипекдотический (Индия) и метонимический (Китай). В рамках историко-стадиальног^ подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических критериев выделяют различные типы цивилизаций. В современной литературе, например, рассматриваются такие типы, как «устная, письменная, книжная и экранная»; «космогенная, техногенная и антропо-генная»; «традиционная и современная»; «эволюционная и инновационная» цивилизации.

Просмотров: 1707
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.




Другие новости по теме:

  • Аграрное общество ( в технократической концепции)
  • ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  • ЗАМКНУТАЯ ЭКОНОМИКА или ОБЩЕСТВО ПРОПИТАНИЯ
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО или КАПИТАЛИЗМ
  • КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АРЕАЛ
  • Культурно-исторический ареал
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ТЕОРИЯ (цивилизационный подход)
  • КУЛЬТУРНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)
  • Педагогика великих цивилизаций Востока
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • ПРИНЦИП КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА
  • ПРОСВЕЩЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Столкновение цивилизаций
  • Столкновение цивилизаций
  • ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ
  • ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО или Всемирное Братство
  • ЦИВИЛИЗАЦИЙ СТОЛКНОВЕНИЕ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (Ц.к. культурно-исторических типов, великих культур, локальных цивилизаций и т.п.)
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь