|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.
Культура времени- способ отношения ко времени и организации своей жизни во времени в том или ином обществе. В каждом типе общества существует своя культура времени. Так, например, у народов Северной Африки можно различить два тина времени. Один тип, отражающий связь людей с окружающей средой, называется экологическим. Тин, отражающий взаимные отношения внутри социальной структуры, называется структурным временем. Доминирующим является структурное время, так как экологическое время интерпретируется в системе структурного. Выделяют два тина связей в рамках структурного времени: ритм деятельностей и социальных групп. В западных обществах трансформация социальных времен вызвана экономическими трансформациями в ходе индустриализации: индустриализация приводит к увеличению значения регулирования и измерения времени. Вследствие этого время начинает цениться наравне с деньгами, рабочее время начинают отличать от других видов времени (свободное, семейное, религиозное). Рабочее время играет доминирующую роль в индустриальном обществе. В индустриальном обществе происходит то, что можно назвать «впадением во время». Современный человек, освобожденный от своих богов, оказывается один на один со временем. Впадение во время начинается с десакрализации труда. Только в современных обществах человек чувствует себя пленником времени. Поскольку он не может «убить время» работы, то он пытается «убежать от времени» во время досуга. С этим связано большое количество форм развлечений в современных обществах. В социологической теории очень важно учитывать фактор времени: время необходимо понимать как главного организатора человеческой деятельности. Время - одно из фундаментальных уровней любой культуры, поскольку временные представления предопределяют многие другие представления о реальности. Время является частью структурации человеческой деятельности. Например, строительство субсидируемой государством дамбы в индейской резервации превратилось в хаос, так как существуют большие различия между представлениями индейцев о времени и концепцией времени белых людей. «Белое» время - объектированное, индейское — живая история. Для белых людей время - это существительное, для индейцев - глагол. Интервалы «белого» времени короче, чем интервалы индейского. Представления о времени являются механизмом организации социального действия, поэтому игнорирование этого факта и привело к срыву строительства дамбы. Поэтому исследования международных отношений, межкультурных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всегда будут приводить к неверным выводам. Различают также монохроническое время (события распределяются как отдельные единицы и организуются последовательно) от полихронического времени (события происходят одновременно). Бюрократические организации в этих временных системах санкционируют по-разному. Монохронические культуры делают акцент на стратегиях менеджмента, основаны на расчете и порядке. Полихронические культуры меньше зависят от распорядка событий, включают в себя больше деятельностей и в большей степени основаны на лидерстве. В результате у них разная административная структура, разные принципы производства и разные модели бюрократической организации. Любая модель бюрократической организации, которая не включает в себя временной контекст, будет неправильно описывать бюрократическую специфику, которую она должна отразить или проверить. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|