|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.
Бог- в религии высшее сверхъестественное существо. В теизме бог выступает как личность со своими особыми чертами. В пантеизме бог есть некая безличная сила, которая управляет природой, сливается с ней. В деизме бог является создателем мира, который в дальнейшем развивается по собственным законам. Образы богов изменялись, отражая историческое изменение взглядов почитающих их народов. В первобытных племенах еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым предметам или духам тех или иных явлений природы. С возникновением племен возникает образ племенного бога. Он является прежде всего как бог воитель, покровитель данного племени (например, Яхве у древних евреев). С появлением городов возникают и боги-покровители городов (например, Мардук — Вавилона, Афина Паллада — Афин, Гера — Микен). С возникновением государств, объединяющих города и племена, возникают боги, возвышающиеся над другими богами. Так, Мардук стал государственным богом Вавилона. Боги покоренных племен занимают в «содружестве» богов подчиненное положение. В дальнейшем появляются религии, основанные на признании единого бога-творца: христианство, ислам, иудаизм. В христианстве древний племенной бог Яхве переосмыслен как единый бог-творец и вседержитель. Он имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец (творец всего сущего), Бог-Сын, воплотившийся в Иисусе Христе и Бог-дух святой («животворящее» начало). В славянской мифологии слово «бог» означало название божества и той доли счастья (богатства), которое он мог дать своему последователю. Есть множество параллелей в других индоевропейских названиях. В общем они означают удачу, долю, счастье, свет, сияние и т. п. Боги выступают как основные участники мифологических сюжетов. Они отличаются от людей сверхъестественными свойствами. В архаической мифологии богов почти нет, их функцию выполняют тотемные персонажи. По мере развития абстрактного мышления людей, постепенно появляются обобщающие образы богов. В политеистических, более ранних религиях, существует множество богов. Они обладают неявными, противоречивыми свойствами, находятся в сложных иерархических отношениях. Например, более древние боги в позднейших мифах отходят на задний план, но сохранение старых мифов делает положение старых и новых богов двусмысленным и противоречивым. В монотеистических религиях (иудаизм, христианство, мусульманство) существует один Бог. Он всемогущ и абсолютен. Все остальные персонажи - его твари, результат его созидания. Монотеистические религии более стройны и последовательны. В них, фактически, сохраняется одно, но непреодолимое в разуме противоречие,— абсолютность Бога и одновременная невозможность ее реализовать Данное противоречие разрешается появлением отрицательной противоположности Бога (бес, дьявол, антихрист, Люцифер) и свободы воли верующих, которые сами выбирают праведную или грешную жизнь. В то же время Бог христианства един в трех лицах: он бог - отец, бог - сын и бог -дух святой. Причем, в этих трех лицах он един в одно и то же время и, одновременно, различен. Идея троичности является таинством христианской культуры, поскольку разумом охватить это явление еще никому не удалось. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|